40 ЛЕТ СПУСТЯ История

ХРОНИКА ТРУДОВЫХ БУДНЕЙ 1979 ГОДА

Нынешний год – один  из юбилейных, относящихся к периоду начала строительства Южно-Украинской АЭС.  В 1979, четвертом году начала строительных работ в Прибужье, строители и монтажники сосредоточили свои усилия на возведении основных сооружений первого энергоблока. На строительной площадке работали десятки трудовых коллективов со всех уголков бывшего СССР. Бригады работали, что называется, не покладая рук, объединенные одной целью – обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию первого энергоблока ЮУ АЭС.

Сегодня предлагаю вниманию читателей продолжение  хроники трудовых будней 40-летней давности. Вспомним, как это было, как работали наши строители и монтажники в 70-х годах прошлого столетия на основании первого тома книги «Энергия тысяч сердец».

 В сентябре 1979 года бригада монтажников ЮУ ТЭМ Александра Харченко продолжила начатую работу и смонтировала в машинном зале мостовой кран грузоподъемностью 250 тонн для монтажа турбоагрегата. Отличились Владимир Меньшин, Василий Черников и Николай Солодкий.

Бетонирование фундамента турбоагрегата вели бригады Н.А. Шевченко, А.И. Семенидо, Л.А. Ковальцова и Н.А. Дзендзелевского. Свою задачу — в сентябре 1979 года закончить монтажные работы на верхнем строении фундамента турбогенератора — они выполнили досрочно. Работу бригад координировал прораб Зуевского ДАЭМ А. Дадыко.

На строительстве машинного зала бригада В.Г. Палько закончила монтаж металлоконструкций деаэраторного отделения до отметки 26,4 метра. Этот коллектив возводил каркас машинного зала до пятой оси, а дальше передал эстафету бригаде Виталия Полищука.

В 1979 году  бригаду монтажников металлоконструкций Виталия Полищука называли «миллионерами». Этот коллектив работал на монтаже конструкций каркаса машинного зала первого и второго блоков и сумел досрочно, в сентябре, выполнить годовой план и освоить на строительно-монтажных работах один миллион рублей.  В бригаде В.И. Полищука (на фото) трудились Петр Гончарук, Сергей Бессонов, Александр Белоусов, Николай Вербицкий, Владимир Коломиец, Николай Белокож и другие.

В 1980 году бригада В. И. Полищука сумела повторить своё достижение и досрочно выполнила своё обязательство, освоив на строительно-монтажных работах в течение года 1 млн. руб. Но на этот раз пришлось делить пальму первенства с другими коллективами, которые тоже сумели достичь рекордной выработки. Во главе этих бригад стояли опытные организаторы Н.Ф. Бойко, П.Д. Скарбан из монтажного управления ДАЭМ, Б.В. Соломенцев, И.В. Стрюков из домостроительного комбината №4, которым миллионный рубеж покорился на монтаже жилых домов в поселке строителей и энергетиков.

В ноябре 1979 года к производству работ в машинном зале и в помещениях деаэраторного отделения приступили бригады Запорожского монтажного участка треста «Теплоэнергомонтаж». Этот коллектив на строительство ЮУ АЭС прибыл с богатым опытом сооружения Приднепровской, Запорожской, Трипольской, Ладыженской, Ставропольской ГРЭС и Курской АЭС. Прибыв в Прибужье, бригады опытных монтажников А.Я. Харченко, Н.Н. Лаврика, Н.И. Филатова, В.И. Петрова четко и слаженно потрудились на монтаже мостового крана грузоподъемностью 200 тонн и на укрупнении конденсатора турбины первого турбоагрегата.

К концу 1979 года в чудесный ландшафт Прибужья четко вписывались индустриальные пейзажи атомной станции. Реакторное отделение первого энергоблока поднялось до 45 метровой отметки, было смонтировано 16 осей машинного зала, 7 отметка специального корпуса, каркас инженерно-лабораторного и санитарно-бытового корпусов. Велись работы на здании химводоочистки, плотине Ташлыкского водохранилища, подводящем канале и других объектах.

В 1979 году на строительстве атомной станции трудилось свыше шести тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В соревновании бригад участвовало 105 коллективов. 7 бригад, 4 экипажа носили высокое звание «Коллектив коммунистического труда». Звание «Ударник коммунистического труда» было присвоено 296 рабочим.

С 1979 года включился в строительство объектов атомной станции и города коллектив СУ «Днепрострой». Трудовой путь коллектива начинался в 1927 году со дня торжественной закладки Днепровский гидроэлектростанции. Гидростроители возводили Каховскую, Днепродзержинскую, Каневскую ГЭС, прокладывали канал «Днепр-Кривой Рог», советско-румынский гидроузел «Костешты-Стынка» на реке Прут, участвовали в строительстве Крымской АЭС.

Строительное управление «Днепрострой» возглавлял Э.П.Семенов, за плечами которого было возведение гидротехнических объектов для металлургических заводов. Он участвовал в строительстве Смоленской АЭС, КамАЗа. На строительстве Южно-Украинского энергетического комплекса Э.П.Семенову предстояло в качестве руководителя генподрядной организации начать строительство Ташлыкской ГАЭС, Константиновской ГЭС-ГАЭС и Александровского гидроузла. Подготовка к этой работе велась с 1979 года, когда первые коллективы прибыли на берега Южного Буга.

В октябре 1979 года бригады Е.А. Маноенко, В.Д. Хоменко и И.Я. Тертычного работали на сооружении глубинного водозабора. Конструкции для этого уникального сооружения изготавливали рабочие Саратовского и Днепровского заводов ЖБИ. На строительстве гидротехнических объектов для ЮУ АЭС особенно отличились комплексные бригады Антона Неваха, Владимира Андрющенко, скреперисты Владимира Галепы, ветераны «Днепростроя» Анатолий Карпелянский, Василий Якубец, Анна Хорошун и многие другие».

В 1979 году с перевыполнением сменных заданий на формировании водохранилища трудилась бригада механизаторов кавалера ордена «Знак почёта» В.Д. Галепы. Этот известный на строительстве коллектив работал на хозяйственном расчёте и на 15 дней сократил нормативный срок выполнения земляных работ на строительстве шламонакопителя. На подготовке ложа Ташлыкского водохранилища к заполнению механизаторы А.И. Третьяк, А.Я. Охрименко, П.Г. Дядченко, И.В. Куртов, П.Н. Петухов, В.С. Денисевич под руководством начальника участка А.Б. Гореликова и мастера Б.М. Стоичева сумели значительно сократить нормативные сроки вывоза чернозема. Отличилась бригада механизаторов А.А. Деркача, которая работала на бригадном подряде.

В четвертом квартале 1979 года коллектив ПО «Запорожтрансформатор» приступил к изготовлению трансформатора мощностью 1 млн. 250 тысяч ква на напряжение 330 киловольт. Это был первый отечественный трансформатор такой большой мощности. Техническая документация на изготовление трансформатора разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Н.Д.Поповича и начальника бюро А.А. Жгутова. Ведущий конструктор проекта М.Н. Цфасман.

В ноябре 1979 года на Ижорском заводе (г. Колпино, Ленинградской области) изготавливались емкости САОЗ. Бригада электросварщиков Владимира Хализова начала работы по изготовлению корпуса реактора. Оперативно была произведена термическая обработка корпуса. На изготовлении крышки верхнего блока трудились электросварщики из бригады Владимира Бузина. В конце 1979 года ленинградские машиностроители, которые трудились под девизом «Заказам АЭС — «зеленую улицу!», выполнили свои обязательства, отгрузили в адрес Южно-Украинской АЭС корпус реактора первого энергоблока. Доставка на стройплощадку многотонной конструкции была затруднена — железная дорога не приспособлена для перевозки таких сверхнегабаритных грузов. Поэтому пришлось долгое время выбирать приемлемый маршрут следования и выполнять перевозку только в светлый период суток.

В декабре 1979 года в адрес дирекции Южно-Украинской АЭС с Уральского завода тяжелого машиностроения и Народной Республики Болгарии поступило оборудование биологической защиты. С Подольска прибыли два сепаратора-пароперегревателя СПП-1000 и закладные детали парогенераторов, с Чеховского завода энергетического машиностроения — три главные запорные задвижки на главный циркуляционный контур, а Харьковский турбинный завод поставил конденсатор турбины. Рабочие Красноярского завода «Сибтяжмаш» отправили на ЮУ АЭС мостовой кран для машинного зала первой очереди.

В 1979 году две субподрядные организации — ДЭСМ и УМР «Днепростроя» занялись подготовкой основания для строительства открытого распределительного электрического устройства. Когда основание было готово, пришло время укладки фундаментов и монтажа конструкций. Это забота электромонтажников МУ-8 ЭЮМ из бригады С.М.Колесника. На строительстве распределительного устройства хорошо потрудились И.И. Сансяда, В.И. Отрищенко, А.Г. Берловский, В.С.Четин, В.Е. Гульченко, А.Г. Евко, Н.С.Колесник, А.И. Затуливетер, В.И.Чижов, М.С. Гранин и другие. Строительство ОРУ-330 продолжалось три года.

По итогам работы за девять месяцев 1979 года на районную доску почета были занесены коллективы Пром-4, арматурщица завода КПД ДСК-4 Анна Колчак, слесарь-трубоукладчик ДСЭМ Виктор Гатченко, водитель АПО ДЭСТ Алексей Сергиенко, машинист-обходчик турбинного оборудования дирекции ЮУ АЭС Александр Чёрный.

В коллективе Пром-8 (начальник участка В. Дворничнеко) на изготовлении металлоконструкций для первого энергоблока отличилась комсомольско-молодежная бригада арматурщиков В. Витутянского. Сменная выработка этого коллектива — 110 процентов планового задания.

В 1979 года очередная группа специалистов турбинного и реакторного цехов отбыла на учебу в УТЦ Нововоронежской АЭС. После учёбы проводилась аттестация персонала и расстановка его на рабочих местах. Администрация станции отмечала хорошую организацию работы по подготовке персонала в турбинном цехе, где работала комиссия в составе В.В. Северинова, В.И. Глембовского и Я.А. Новака. Внимательно относились к подготовке кадров и в других подразделениях станции.

В 1979-1980 годах на стройплощадку АЭС начали прибывать железнодорожным транспортом первые тяжеловесы. Это было сложное испытание не только для изготовителей оборудования и заказчика, но и для посредников-работников железнодорожного транспорта. Не каждый день им приходилось сопровождать специальные платформы с металлоконструкциями, общий вес которых превышает 300 тонн. По всему маршруту следования тяжеловеса проводились специальные мероприятия для обеспечения безопасности движения, но проблем так и не удалось избежать… По пути следования корпуса реактора первого энергоблока весом 360 тонн, который изготовили для Южно-Украинской АЭС машиностроители Ижорского завода (г. Колпино, Ленинградской области) строго выполнялся график движения до самой станции Знаменка. И только здесь, за 200 километров до конечного маршрута, специальную платформу с корпусом реактора во время маневров на станции задел железнодорожный кран. После этого пришлось приостановить дальнейшее следование специального поезда. На место происшествия выехали начальник реакторного цеха В.Г.Дорошенко и фотограф В.Б. Подлисняк, которые на месте зафиксировали состояние оборудования и установили, что повреждения незначительны и могут быть устранены на стройплощадке. После этого специальная платформа с корпусом реактора первого энергоблока продолжила движение до конечной станции Кавуны. По подъездным железнодорожным путям корпус реактора поступил на площадку предмонтажной подготовки ЮТЭМ.

В 1979 году никто предположить не мог, что румынское землетрясение и ряд других, неожиданно возникших, проблем растянут период строительства первого «миллионника» до декабря 1982 года. Но есть и положительная сторона этих событий. Разработчик проекта, Харьковское отделение института «Атомтеплоэлектропроект», увеличив запас прочности строительных и технологических конструкций и сооружений, впервые создал проект атомного энергоблока мощностью один миллион киловатт в сейсмостойком исполнении. Кроме этого удалось поднять планку сейсмической устойчивости городских зданий и сооружений до 6 баллов по шкале Рихтера. Подземных толчков такой мощности в районе Северного Причерноморья история ещё не знала.

В 1979 году тресту ЮТЭМ исполнилось 55 лет. За большие успехи в создании электрогенерирующих мощностей на просторах СССР коллектив треста был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В рядах этого коллектива было много прославленных работников. Бригадир слесарей-монтажников А.С.Олейник за ввод в эксплуатацию второй очереди Запорожской ГРЭС был удостоен медали «За трудовую доблесть». Бригадир слесарей – турбинистов Н.А.Анисимов за умелое руководство бригадой награждён орденом Дружбы народов. В коллективе трудился ветеран войны,  машинист железнодорожного крана Г.А.Корюков, на груди которого рядом с боевыми наградами полного кавалера ордена Славы засиял орден Трудовой Славы третьей степени. Ветераны ЮТЭМ Г.М. Сердюк, Е.Л. Черкасский, А.Д. Шаповалов, В.Д. Полищук, М.А. Заставин, П.Н. Шестопал и другие много сделали, чтобы коллектив управления достойно справлялся с трудными задачами на строительстве Южно-Украинской АЭС.

 

Show Buttons
Hide Buttons