ПЕРВОПРОХОДЦЫ ГОРОДА И ЮУ АЭС История

В канун Дня строителя приятно вспомнить события более 40-летней давности, связанные с первыми десантами на строительство объектов Южно-Украинского энергокомплекса. Вспомнить события тех лет и людей,  которые проявили рабочую смекалку, энтузиазм, настойчивость в достижении цели, помогут страницы первого тома книги «Энергия тысяч сердец», которые и предлагаем друзьям страницы «За український Южноукраїнськ».

Первое представление о размахе строительства энергетического комплекса на Южном Буге у жителей степного Побужья сложилось ещё в 1974 году. Тогда газеты, радио и телевидение рассказывали о замыслах правительства построить на Юге Украины целый энергетический комбинат. Многих радовал и поражал размах предстоящего строительства. У местных жителей вызывало удивление, что вместе с привычными ГЭС здесь будет строиться атомная и гидроаккумулирующая электростанции. Они понимали, что это веление времени, что таков наш путь развития и поддерживали продвижение научно-технического прогресса в сельскую глубинку.

За год до официального открытия строительства руководители треста «Донбассэнергострой» уже знали, что поднимать атомную станцию в Прибужье выпадает криворожцам. Поэтому весной, летом и осенью 1974 года в Константиновку приезжали руководители и специалисты СУ «Криворожской ГРЭС-2» на смотрины.

20 мая 1974 года на площадку будущего строительства приехали руководители, инженерно-технические работники из Зеленодольска. В составе первого ознакомительного десанта в Прибужье приезжали Н.К.Стулин, К.И.Василиади, Г.Г. Завгородний, В.А. Цурик, А.А. Граб, П.Е. Олейник, А.Ф.Онищенко, В.Ф.Белал, Н.М.Агеев, Н.М.Соломка и другие. Ветераны вспоминают, что первая встреча с Прибужьем оставила приятные впечатления от знакомства с природным ландшафтом и общения с местными жителями. Пока в столичных кабинетах проводились сравнительные анализы стоимости и трудозатрат проектных предложений, строители, закончив возведение тепловой станции мощностью 3 млн. кВт. в Кривом Рогу, начали подготовку к развороту работ на новой площадке.

К этому времени ещё не был утвержден проект гидроэнергокомплекса. Окончательно согласовали только место строительства атомной станции, а с привязкой жилого посёлка всё не получалось. Рассматривались три варианта размещения будущего города: рядом с пгт. Александровкой Вознесенского района, возле хутора Воля, а также между станцией Кавуны и пгт. Арбузинка.

Летом 1974 года представители треста «Донбассэнергострой» В.В.Орловский, который раньше работал начальником строительства Кураховской ГРЭС и В.А.Цурик — главный энергетик СУ «Криворожской ГРЭС-2» приезжали в Арбузинку для решения вопроса отвода земли под строительство ЛЭП от электрической подстанции «Кавуны» до места строительства временной базы для приёмки грузов.

В декабре 1974 года на железнодорожную станцию Кавуны прибыли первые рабочие из г. Зеленодольска, чтобы построить базу для первого десанта строителей.

Механизаторов Криворожского участка «Донбассэнергостроймеханизация» (ДЭСМ) возглавлял прораб Б.В.Лелис. Перед механизаторами стояла задача подготовить базу для первого строительного десанта: техники, оборудования, строительных материалов, передвижных бытовых помещений. Погрузо-разгрузочная база (ПРБ) должна была стать своеобразным портом для железнодорожных вагонов. Другой подходящей площадки для разгрузки и хранения строительной техники, материалов, конструкций в районе не было.

Геодезическую разбивку подъездных железнодорожных путей на строительстве ПРБ производил старший геодезист ДЭСМ И.Л.Лопушанский. Сразу же землеройные машины начали подготовку основания под погрузо-разгрузочную базу.

 Так в Арбузинском районе Николаевской области в 1975 году началось строительство Южно-Украинского энергетического комплекса, который должен стать важным электрогенерирующим предприятием, работающим в Единой энергетической системе Союза ССР.

15 января 1975 года на станцию Кавуны прибыла бригада электриков СУ «Криворожской ГРЭС-2» в составе К.Голуба, В.Кальченко, Г.Гусева, В.Бедринца, Н.Румянцева. Под руководством главного энергетика В.А.Цурика им предстояло в сжатые сроки построить ЛЭП от действующей подстанции до будущей ПРБ. Расселились в Кавунах, на частном секторе, там же парковали технику, переданную им для организации работы. И закипела работа… Трудились с энтузиазмом, старались не подвести механизаторов, которые начали укладывать железнодорожное полотно на разгрузочной базе. График строительства ЛЭП работники ОГЭ выполнили досрочно — 16 марта 1975 года на ПРБ было подано напряжение.

20 января 1975 года на строительстве ПРБ под руководством мастера В. Иванило бульдозеристы ДЭСМ Анатолий Ракитянский и Владимир Браганец снимали чернозем на территории будущей ПРБ. Когда основание для подъездных путей было готово, уложили щебень и песок. А потом в работу включились монтёры железнодорожного пути Виктор Шумилин, Валерий Козленко и другие. На перевозках строительных материалов отличились водитель самосвала МАЗ-503 Василий Маркович, а также Анатолий Гармаш, Вячеслав Чертов, Виктор Куриленко, Петр Дышлевой и другие. Так просто и буднично на 1093-м километре железной дороги Москва-Одесса создавалась база для строительства атомной станции, энергокомплекса и города энергетиков.

С февраля 1975 года на новую железнодорожную ветку начали подавать для разгрузки вагоны со строительной техникой и стройматериалами. Выгрузку вагонов краном РДК-25 производил машинист отдела главного механика М.М. Кривоспицкий. В начале апреля, когда были проложены подкрановые пути и завезено оборудование, он совмещал разгрузку вагонов с монтажом основного кранового хозяйства перевалочной базы — козлового крана КС-50/42 грузоподъемностью 50 тонн. Бригада монтажников треста «Южтеплоэнергомонтаж» Ивана Дирина быстро выполнила порученное задание и в степном Арбузинском районе появилась приметная на всю округу достопримечательность — такой огромный грузоподъемный механизм можно было увидеть только на кораблестроительных заводах г. Николаева.

После ввода в эксплуатацию козлового крана на ПРБ, поток грузов на строительство значительно возрос. Поэтому приняли решение расширять территорию перевалочной базы. Под руководством мастера С.Н.Левченко начали прокладывать ещё один подъездной путь. Здесь работали Николай Сопильняк, Сергей Андронатий, Василий Тележенко, В.П.Сивачук, В.К.Корнюшин и многие другие строители, водители и механизаторы.

Бригады стропальщиков под руководством первого начальника ПРБ В.С. Дудниченко (кстати, в УС он числился под первым табельным номером), работали на выгрузке вагонов круглые сутки. Важно было не допустить простоев, ведь поток грузов на строительство с каждым днём увеличивался.

К строительству временной ПРБ и других объектов причастны и работники отдела главного механика СУ «Криворожской ГРЭС-2».

16 марта 1975 года группа механизаторов во главе с А.А. Грабом прибыли на новую площадку. Экипаж экскаватора-драглайна ЕО1252 организовал работу в карьере песка рядом с хутором Сако-Иванцетти (возле с. Бугское) и обеспечил строительство ПРБ и других объектов местными строительными материалами. Механизаторы во главе с машинистом А.Н.Рогожкиным быстро грузили мощные самосвалы, которые были прикомандированы на стройку от Ростовского филиала АТП «Донбассэнергостройтранс».

Ранней весной 1975 года начаты строительные работы на территории будущего города. В это время заложены первые бетонные блоки в основание рабочего общежития №3.

На пшеничном поле, которое только-только пробуждалось от зимнего сна, и где нежные ростки растений тянулись к солнцу, рядом с автотрассой Одесса-Умань появились первые колышки геодезической разбивки. В конце апреля здесь были установлены первые бетонные блоки в основание пятиэтажного рабочего общежития №3. В мае 1975 года бригада плотников-бетонщиков промышленного участка №1 Леонида Топчия сдавала фундамент общежития под монтаж здания.

30 мая 1975 года в 16 часов 30 минут монтажники при помощи крановщиков отдела главного механика Алексея Дубяги и Михаила Кривоспицкого установили первую блок-секцию общежития №3.

Первая блок-комната прибыла на строительную площадку на платформе «лунохода». Так строители называли автомобильный скрепер, специально переоборудованный под перевозку тяжеловесов. Первый «луноход» был сконструирован и изготовлен бригадой слесарей-монтажников Николая Хомутовского в г. Зеленодольске. Механизатор П.Ф.Дашко перегнал его в Константиновку и сразу же стал перевозить крупногабаритные грузы по маршруту «ПРБ» — жилпоселок». Свой первый рейс с блок-комнатой, на стене которой перед погрузкой кто-то размашистым почерком вывел: «Дело — за Топчием!», он запомнил надолго. И как забыть, если с этого события, можно сказать, начиналась история Южноукраинска.

Участники этого события, на удачу, бросили на фундамент будущего здания монеты разного достоинства и рубли, выпущенные в честь 30-летия Победы советского народа над гитлеровской Германией. Особой пышности этому событию не придавали. Просто каждый, кто присутствовал при монтаже первой блок – комнаты общежития №3, отметил для себя: «Здесь город будет!».

Передав эстафету строительства общежития монтажникам Пром-1 Н.Н.Лужанского, бригада плотников-бетонщиков занялась привычным для себя делом — готовить фундаменты для новых домов, общежитий, объектов социально-бытового назначения. На фундаментах, поставленных бригадой Л.С. Топчия, стоят почти все дома первого микрорайона. В городе и сейчас вспоминают этого замечательного человека, умелого организатора, талантливого бригадира и наставника. Большинство его воспитанников позже сами возглавили строительные бригады.

Строительство первого дома в рабочем поселке строителей и эксплуатационников стало своеобразным стартом для многих бригад, звеньев и отдельных рабочих. На этом объекте формировались и проверялись делом коллективы. Руководители строительства присматривались к специалистам, оценивали их организаторские и профессиональные способности, чтобы лучшим из них позже доверить самостоятельную работу.

Одновременно со строительством жилья поднимались объекты, обеспечивающие жизнедеятельность рабочего поселка, прокладывались инженерные сети, дороги, линии электропередач.

В конце апреля 1975 года на месте промышленной площадки атомной станции была проложена первая борозда, началось строительство дороги.

Механизаторы ДЭСМ и раньше присматривались к этой территории, но весенняя распутица вносила свои коррективы в графики строительства и поэтому только 24 апреля по геодезической разбивке, выполненной полевой бригадой во главе с Валентином Онищенко, прошли первые землеройные машины. Это событие запомнилось многим первопроходцам.

Очевидцы утверждают, что команду на прохождение первых землеройных механизмов по трассировке автодорог №1 и №2 давал начальник управления строительства Г.В. Соседенко. По его благословению бульдозеристы участка ДЭСМ Михаил Сокович и Владимир Браганец, экскаваторщики Концевой и Тарасов сняли первые кубометры чернозема.

Вечером у большой земляной насыпи, которую использовали в качестве трибуны, был проведен первый митинг по случаю выемки первого кубометра грунта на площадке основных сооружений атомной станции. Водитель автомашины начальника строительства Евгений Малтабар сделал первые фотоснимки. На них — среди необъятного поля группа людей: будущие строители АЭС, первые руководители, представители администрации Арбузинского района и местного колхоза. Тогда они мечтали и старались представить, какой она будет, построенная их руками, Южно-Украинская АЭС.

5 мая 1975 года произошло важное событие в истории атомной электростанции. В этот день был забит геодезический репер на месте строительства реакторного отделения первого энергоблока и вынут первый кубометр земли из котлована.

Этот день считается началом строительства объектов промышленной площадки Южно-Украинской атомной электростанции.

А начиналось всё буднично. Механизаторам участка ДЭСМ, водителям Кураховской автобазы «Донбассэнергостройтранс» было поручено подготовить котлован под фундамент реакторного отделения первого энергоблока. Котлован под фундамент должен был приобрести вид огромного цилиндра диаметром свыше 40 метров и глубиной 9 метров. После сдачи котлована под бетонирование и монтаж строители могли приступить к укладке фундамента.

На небольшом митинге по случаю начала земляных работ на объектах первого энергоблока начальник строительства Г.В.Соседенко отметил, что «не пройдет и пяти лет, и здесь, на прибугских полях, поднимутся в небо ядерные реакторы мощного энергетического комбината, работа которого будет способствовать повышению благосостояния всех советских людей».

В мае 1975 года рабочие ОГЭ на правом берегу Ташлыка ввели в эксплуатацию электроподстанцию мощностью 3150 кВт. От нее протянули линию на посёлок и на строительную базу. При выполнении этих работ отличились мастер А. Пищаный, бригадир Н.Румянцев, электромонтеры К.Голуб, Д.Бабич, водители специальных машин А.А.Граб, В.Микитас, Н.Фафанов. После ввода подстанции работники ОГЭ подали напряжение на строительные площадки. Благодаря надежному энергоснабжению, на строительстве организовали трёхсменную работу и обеспечили работу сварочного оборудования в зоне ведения монтажных работ.

Электрическую подстанцию, насосные питьевого водоснабжения и канализационных стоков, а позже и телефонную станцию на 900 номеров, которую соединили специально проложенным кабелем с Арбузинским районным узлом связи, приняли в эксплуатацию работники отдела главного энергетика управления строительства, которые работали под руководством В.А. Цурика. В их обслуживании также находилась насосная станция на берегу Южного Буга и трубопровод технической воды к первому растворному узлу, который первопроходцы между собой называли из-за простоты его устройства «велосипедом».

В первые годы строительства много испытаний пришлось преодолеть сантехникам ОГЭ из бригады В.Т. Карабача. В 1976 году на Южном Буге начался сильный паводок. Старожилы вспоминали, что подобный был только в тридцатые годы. А заместитель главного инженера проекта И.Г.Гладков сказал, что такое явление в здешних местах бывает один раз в сто лет. Так уж получилось, что этот единственный случай в столетии пришёлся на период строительства атомной станции.

Бурлящий поток в глубоком каньоне поднимался все выше и выше. Южный Буг, собрав весенние воды с огромной территории, спешил отдать их в Чёрное море. За секунду по узкому руслу проносились тысячи кубометров воды. Она стремительно поднималась к зданию насосной первого подъема и затопила его до уровня электродвигателей, а потом, в одно мгновение, бурлящий поток накрыл всё здание. Через несколько дней река начала отступать в привычное русло, что позволило рабочим сразу же заняться восстановлением насосной станции и водоводов. Можно только представить, сколько труда пришлось приложить сантехникам, электрикам, чтобы быстро восстановить насосную станцию и подать питьевую воду в жилой поселок и на промышленную площадку.

Хроника1975 года

История строительства Южно-Украинской АЭС ещё не насчитывала и года, а уже была насыщена многими важными событиями. В сентябре 1975 года бетонно-растворный узел выдал первый бетон местного производства. В октябре тишину прибугских степей разбудил первый взрыв, возвестивший о начале строительных работ на канализационной насосной станции. В этом году началось строительство временной электрической подстанции на правом берегу Ташлыкской балки и завода крупнопанельного домостроения. Велись работы на строительстве столовой на 530 мест, перевалочной базы, общежития №3, районной электроподстанции, жилого дома №11, клуба строителей.

Первая временная строительная база размещалась в районе, так называемой, шахты, где раньше работали геологи и проходчики, исследовавшие подземные горные массы на наличие ураносодержащих горных масс. Их поиски увенчались успехом. Возле Константиновки началась подготовка базы для строительства шахты, но развернуть добычу урана на арбузинской земле не судилось по причине низкой концентрации его в каменных породах. А сама база геологов и шахтостроителей пригодилась первопроходцам атомной станции. Они здесь разместили склады оборудования и строительных материалов, организовали охраняемую стоянку транспортных средств и механизмов, забетонировали площадки для изготовления арматурных каркасов, закладных деталей, ремонта техники. Нашлось место и для управленческих ПДУ монтажников, электриков, сантехников, механизаторов. Небольшое здание геологов было переоборудовано под столовую, магазин и административные помещения, где дважды в день проходили строительные оперативные совещания.

На совещаниях руководителей ставилась конкретная задача, устанавливался срок и контроль исполнения. Никто не роптал, что бездорожье кругом, что нет достаточного количества рабочих рук и механизмов, и не хватает стройматериалов. Просто каждый прораб, мастер искал пути выполнения поставленной задачи и, как правило, находил оптимальный вариант.

К примеру, отделу главного механика поручили «что-нибудь придумать, чтобы ускорить перевозку крупногабаритных грузов, поступающих на ПРБ». Соответствующей техники в наличии не было, поэтому А.А.Граб решил применить «домашнюю заготовку», которая дала хорошие результаты во время испытания в Зеленодольске. Так в Прибужье появились необычные механизмы — мощные автоскреперы, где вместо объемного ковша возвышалась большая платформа. А что касается названия, то всё очень просто. В 70-е годы много говорили об исследованиях лунной поверхности автоматическим аппаратом «Луноход». Вот поэтому и новое детище механиков нарекли таким изысканным словом. Всего слесари-монтажники и сварщики ОГМ выпустили на линию 9 автомобильных перевозчиков крупногабаритных грузов. Водители «луноходов» Дашко, Конух, Велесевич, Чекин, Малый и другие до 1979 года бесперебойно обеспечивали строительство железобетонными конструкциями и другими тяжеловесами, которые поступали железнодорожным транспортом на станцию Кавуны.

«На шахту» со всех участков строительства привозили работников на обед и кратковременный отдых. Всем было весело и интересно. Рабочие делились впечатлениями о первых успехах строительства, мечтали о будущем. В обеденном зале часто проходили профсоюзные и партийные собрания.

В октябре 1976 года здесь состоялась первая комсомольская свадьба. Молодожёнов поздравляли главный инженер строительства Н.К. Стулин, секретарь комсомольской организации Д. Лукацкий, друзья и родные. На этой свадьбе молодой чете — Зинаиде и Виктору Кадруль вручили символические ключи от будущей квартиры. Ведь контуры первых жилых домов ещё только поднимались над горизонтом…

С первых дней завязалось тесное сотрудничество между первопроходцами и местными жителями, которые чем могли, помогали разворачивать большое строительство на Южном Буге. Районный комитет партии во главе с первым секретарем А.Г. Полозюком и Арбузинский райисполком под председательством Д.И. Предоляка много сделали, чтобы строительство атомной станции в Арбузинском районе началось организованно.

Побугское село Константиновка превратилась в своеобразную гостиницу для первопроходцев. Они селились в отдельных усадьбах, занимали свободные помещения, любезно предоставленные сельскими жителями. В районе паромной переправы образовалось целое строительное поселение, где на разных уровнях от реки, которые называли «этажами», в сельских домах размещались руководители, мастера, прорабы и рабочие. Большую часть суток и в будни, и в выходные они отдавали стройке и только поздно ночью возвращались в свои «апартаменты», чтобы немного вздремнуть перед новым трудовым днём.

Многие строители находили себе жилье в Арбузинке. Здесь в гостинице весной 1975 года некоторое время находился своего рода штаб дирекции. В.Г.Коваленко определил под служебные «апартаменты» свой жилой номер. Рядом находились прораб ДЭСМ Б.В.Лелис, руководитель автохозяйства строительства В.Ф.Белал. Немного позднее приехали механики с К.И.Василиади.

Специальные машины, оборудованные для перевозки людей, ежедневно привозили рабочих на строительные площадки из Ивановки, Семеновки, Александровки, Благодатного и других сел. В период весенней распутицы, когда к отдельным селам только вертолетом можно было долететь, рабочие шли пешком на строительство, чтобы 4-5 часов потрудиться, а потом таким же образом вернуться домой. В каждом деле, на каждом объекте, в каждой бригаде ощущался небывалый энтузиазм. Все стремились работать быстро и качественно, чтобы приблизить заветный пуск Южно-Украинской АЭС.

В июне 1975 года администрация АЭС переехала ближе к строительству и разместилась в тесном помещении Константиновского автопарка. Рядом, на территории отделения «Сельхозтехника», расположились ПДУшки аппарата управления строительства. К этому времени в составе управления было около 100 человек, а дирекцию представляли 8 работников.

На промышленной площадке, в тени деревьев небольшой лесополосы, посаженной ещё по сталинскому проекту для озеленения и борьбы с засушливыми южными ветрами, обустраивался небольшой, вполне современный домик из дерева и стекла. В нём разместился штаб строительства. Здесь, в просторном зале для заседаний, несколько раз в день проводились оперативные совещания, на которых рассматривались вопросы организации строительства атомной станции и города.

В штабе круглые сутки работала инженерно-распорядительная служба под руководством главного диспетчера Т.И.Антифеева. Здесь не умолкали телефоны, сюда со всех концов поступали заявки на транспорт и материалы. С временной базы на новое место переехала диспетчерская группа во главе с А.К. Алтын-Парой. Она стала связующим звеном между всеми строительными подразделениями. В здании штаба нашлось место для небольшого рабочего кабинета начальника управления Г.В. Соседенко. Круглые сутки здесь ощущался уверенный пульс разворачивающегося строительства.

В 1975 году строители АЭС и не предполагали, что их встреча с чудесной природой Прибужья, открытыми и трудолюбивыми людьми продлится надолго. Многие из тех, кто в первые дни строительства с гордостью называли себя первопроходцами, навсегда связали свою судьбу с юным прибугским городом и построенной их руками атомной станцией. За четверть столетия у первых строителей было немало приятных и грустных моментов, но события, связанные с возведением объектов, которые готовили стартовую площадку строительства атомной станции, гидроэнергокомплекса и города, вспоминаются с особым чувством причастности к великим делам страны.

… В Зеленодольске встречали новый, 1976 год. На праздник в свои семьи, к родному очагу вернулись и монтажники Николая Хомутовского. За праздничным столом звучали поздравления, все прислушивались к голосу Москвы и к бою Курантов. Брызги шампанского сливались со всеобщим ликованием и надеждой, что новый год будет удачным и счастливым…

А через несколько часов члены бригады уже возвращались к берегам Южного Буга. От праздничного стола их оторвало сообщение о том, что на временной базе, на Кавунах, произошло «ЧП»: кран на ПРБ (на него уже рассчитывали, как на основной погрузочный механизм для поступающих строительных грузов) не выдержал сильного ветра и опрокинулся. Надо было восстанавливать и поднимать кран. На подходе уже были эшелоны с техникой и строительными материалами, конструкциями для нового строительства. Поэтому без промедления под руководством механика А.А.Граба монтажники принялись за работу. Им понадобились считанные дни, чтобы восстановить грузоподъемный механизм. 6 января 1976 года козловой кран был поднят в рабочее положение и передан для геодезического контроля. После этого ПРБ снова заработала на полную мощность. Грузы на строительство АЭС поступали и днем, и ночью.

Прошли годы, и сейчас первопроходцы, те, кому выпало весной 1975 года прокладывать первые строительные борозды на колхозных полях под новостройки, с нежным трепетом и воодушевлением вспоминают те далекие дни. Им выпало быть первыми. Они начинали писать историю станции и города, что называется, с чистого листа.

Анатолий НЕНЬКО.

 

Show Buttons
Hide Buttons