Эх, прокатимся! Или лучше пешком?

Общественный транспорт – одна из важнейших оставляющих городской инфраструктуры. И в этой сфере проблем всегда хватало. Так было, и, наверное, еще будет продолжительное время…Вознесенск, конечно, не исключение. Более того, если судить по отзывам местных жителей, то проблем с общественным транспортом у нас даже больше, чем в других городах.

Если оставить в стороне вопрос о состоянии городских автобусов, некоторым из которых ремонт, мягко говоря, не помешал бы, есть еще такой немаловажный аспект, как цена билетов. Стоимость проезда в городских (их еще называют льготными) автобусах составляет 1,75 грн., а в маршрутках – 2,50 грн. – в этом плане наш город на “столичном уровне”.
Вот выдержка из июльского номера “Нового города” за 2011 год. “С 14 июля в Вознесенске подорожал проезд в общественном транспорте. Итак, маршрутки отныне “стоят” 2,50, а автобусы – 1,75. В Украине существует такая практика – цены на билеты устанавливаются в соответствии с существующими тарифами и протяженностью маршрута и регулируются местными органами власти. На исполкоме  должно быть принято соответствующее решение, о повышении заранее нужно известить население. Решение тиражируется и размещается в СМИ, по радио или телевидению. Так, по идее, должно быть, но не произошло (в июле 2011 объявления о подорожании проезда были развешены в городском транспорте без приведения решения исполкома и других обоснований подорожания). Перевозчик самостоятельно поднял цену билетов, а исполком якобы не имеет на него никаких рычагов воздействия и не может диктовать свои условия”.
Такие расценки были установлены еще в июле прошлого года. И все к ним уже привыкли. Да и куда деваться, если нет у нас ни трамваев, ни троллейбусов, а на такси постоянно или очень часто заказ эконом такси кататься доходы не позволяют. Повезло киевлянам, харьковчанам, донетчанам и днепропетровцам – у них есть великое достижение цивилизации – метро! Шутки в сторону, но когда нет альтернативы, приходится принимать правила, которые диктует монополист. В Вознесенске это АООТ “Вознесенскавтотранс” и еще несколько частных фирм. Об этом уже не раз говорилось, поэтому будем акцентировать внимание на насущных проблемах. Например, пенсионеры постоянно жалуются, что водители маршруток (по 2,50 грн.) отказывают им в льготном проезде. Даже если перед ними участник боевых действий или ветеран войны, чернобылец. Прошлось услышать из первых уст, как один уважаемый человек, пенсионер, предъявив удостоверение, попросил водителя взять его на льготное место – салон ведь был полупустой. В ответ услышал: “Мест нет!” и еще кое-что не слишком приятное в свой адрес. И подобных случаев немало. Можно понять и водителей – груз ответственности велик, зарплаты маленькие, да и начальство, поди, выручку требует. Но разве так уж “убудет”, если за одну ходку провезти бесплатно ветерана? Тем более, потери от льготных перевозок перевозчику должны компенсировать из бюджета.
В “НГ” на протяжении последнего года несколько раз печатались письма жителей города, недовольных затрапезным состоянием наших автобусов (ободранные сиденья, грязные салоны, полное отсутствие комфорта), дороговизной проезда и т. п. Руководство автопредприятия  давало через газету печатный ответ. Оказывается, средств катастрофически не хватает даже на топливо, фирма еле-еле сводит концы с концами. И стоимость проезда – 1,75-2,50 – это еще недорого, а ведь могли бы и выше цены поднять, ведь затраты почти не окупаются.
Еще один аспект, который отмечают наши земляки – в вознесенских маршрутках и части автобусов нет кассиров-билетеров. Получается, водитель, вынужден “обилечивать” пассажиров и выдавать им сдачу, отвлекаться от дороги и получать дополнительный стресс, особенно на участках с оживленным движением, например,  на улице Октябрьской революции. Не говоря уже о том, какой стресс порой получают сами пассажиры. Зато у нас в городе есть контролеры: вдруг водитель, не дай Бог, не выдаст билет? Тут не только с него взыщут, но и пассажира оштрафуют.
В не столь далеком Николаеве ситуация несколько иная. Там и проезд дешевле, и кассиры в городских (или муниципальных) автобусах есть. Конечно, частные маршрутки дороже муниципальных, но все равно в пределах разумного. Для сравнения: в областном центре самые дорогие маршрутки “стоят” 2,25, есть по 1,50 – 1,75 грн. В городских автобусах стоимость проезда 1,25 (аналогичные в Вознесенске – 1,75). К примеру, по такому принципу работает основной маршрут – “восьмерка” – пролегающий от главного ж.д. вокзала до Намыва, и это кольцо составляет около 20 километров. Разве у николаевских перевозчиков меньше проблем, или им горючее дешевле обходится? А ведь расценки такие же, как и в позапрошлом году. Да и протяженность маршрута гораздо больше, чем у нас. Конечно, транспортный поток в Николаеве интенсивнее, чем в районном центре, но все же, неужели затраты по сравнительно коротким вознесенским маршрутам не окупились бы билетами стоимостью хотя бы 2 гривны в маршрутках, и 1,50 в автобусах? Большинство вознесенцев, которые вынуждены пользоваться общественным транспортом, по большей части ездят на  маршрутках по 2,50 грн., а не на “льготных” – по 1,75. Для этого есть масса причин. Во-первых, у частников больше маршрутов, и их машины чаще ходят по маршрутам – хотя долгое, по полчаса, ожидание на остановке – это норма нашего города в выходные дни. Да и если вы решите сэкономить 75 копеек и проехаться на “льготном” автобусе – поверьте, долго вам ждать придется, и поездка будет не из приятных. Жители города, в частности пенсионеры с 3 микрорайона нарекают, что остановки льготного автобуса, соединяющего Северный жилмассив и центр, находятся на улице Октябрьской революции. И пассажиры, среди которых есть инвалиды, есть пожилые и не очень здоровые люди, вынуждены долго добираться до остановки. Если бы маршрут был продлен на несколько сот метров в сторону 3-го мкрн. (с охватом ул. Кутвицкого), это пошло бы всем только на пользу.
А как налажены пассажирские перевозки в далеких от Вознесенска городах? Например, во Львове, в преддверии Евро-2012 начался рост цен на многие виды услуг. Должен бы подорожать и городской транспорт. Но такого не происходит. И это при большой протяженности маршрутов, сложном рельефе городских улиц, капитальном ремонте дорог (опять же накануне Евро). Львовские городские автобусы стоят 2 гривны – так же, как и в прошлом году. Когда года полтора назад цену на проезд во Львове подняли с 1, 75 до 2 гривен, народ пошумел, но смирился. Но когда в очередной раз поползли слухи о том, чтобы увеличить стоимость еще копеек на 25-50 – люди возмутились и подорожания не произошло. А в это же время вознесенцы уже “катались” по 2,50… Культура обслуживания пассажиров у нас и во Львове не идет ни в какое сравнение. Основа львовского автопарка – аккуратные, удобные желтенькие “Богданы”, компактные и вместительные автобусы отечественного производства. В салонах – чистота и уют, водители вежливые и внимательные. Правда, и тут они сами выдают билеты (тоже экономить приходится), но не всегда и не везде. Даже накануне долгожданного Евро ситуация с общественным транспортом во Львове, можно сказать, стабильная.
Остается только надеяться, что и в Вознесенске, по примеру других городов, будет найден разумный компромисс между горожанами и перевозчиками, цена билета будет соответствовать качеству обслуживания и протяженности маршрута, на улицах увеличится количество комфортабельных автобусов, а водители, наконец-то, с уважением будут относиться к инвалидам и ветеранам.                Лия Вольненко.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons