ТАК РОЖДАЛАСЬ НАША ИСТОРИЯ История


ЭНЕРГИЯ ТЫСЯЧ СЕРДЕЦ

Раздел первый. ОТ ПЕРВОГО КОЛЫШКА — ДО ПУСКА ПЕРВОГО ЭНЕРГОБЛОКА.

В 2001 году в киевском издательстве “Дивограй” вышел первый том истории строительства и эксплуатации Южно-Украинской АЭС “ЭНЕРГИЯ ТЫСЯЧ СЕРДЕЦ” (автор – составитель А.Н. Ненько). Исторический очерк занимал период 1975 – 2001 гг. Содержание книги формировалось на основании официальных документов, публикаций центральных, республиканских, областных и местных СМИ, воспоминаний участников строительства и эксплуатации ЮУ АЭС. Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные фрагменты этого издания.

Глава 5. ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АЭС (Продолжение)

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГЛАВНОГО КОРПУСА

Зимой 1978 года рядом с реакторным отделением, на подготовке основания для строительства машинного зала день и ночь работали механизаторы ДЭСМ.

В начале марта бригада плотников-бетонщиков Леонида Топчия (Пром-4) уложила первый кубометр бетона, что стало символическим стартом и отсчётом времени в соревновании смежных бригад на строительстве машинного зала первой очереди ЮУ АЭС.

7 октября 1978 года монтажники из бригад Владимира Палько и Владимира Соловьева (ДАЭМ), при участии машиниста подъемного крана Ф. Демиденко и геодезиста Евгении Полищук установили в проектное положение первую колонну машинного зала, высотой 14 метров и весом 14 тонн. Элементы металлического каркаса для машинного зала ЮУ АЭС изготовили смежники Кураховского завода металлоконструкций.

В ноябре 1978 года бригада кавалера ордена Дружбы народов В.Г. Булата Зуевского участка САЭМ смонтировала мощные подъемные краны БК-1000 и СКР-2200 и вывела нулевой цикл колонн машинного зала по шестую ось. Ввод в эксплуатацию кранов-гигантов позволил повысить темпы монтажных работ на сооружении реакторного отделения и каркаса машинного зала за счёт увеличения грузоподъемности механизмов и высоты подъёма. Это позволило начать блочный монтаж каркаса машинного зала и установку тяжеловесного оборудования.

В апреле 1979 года бригада монтажников ДАЭМ Виталия Полищука смонтировала первую ферму перекрытия машинного зала, укрупнённую слесарями-монтажниками под руководством В. Палько.

Бригады управления «Южтеплоэнергомонтаж» в августе 1979 года смонтировали в машинном зале конденсатор и трубопроводы циркуляционной воды. После этого произошла реорганизация в составе участка: турбинный цех ЮТЭМ перешёл в подчинение Южно-Украинского управления «Теплоэнергомонтаж».

В сентябре 1979 года бригада монтажников ЮУ ТЭМ Александра Харченко продолжила начатую работу и смонтировала в машинном зале мостовой кран грузоподъемностью 250 тонн для монтажа турбоагрегата. Отличились Владимир Меньшин, Василий Черников и Николай Солодкий.

Бетонирование фундамента турбоагрегата вели бригады Н.А. Шевченко, А.И. Семенидо, Л.А. Ковальцова и Н.А. Дзендзелевского. Свою задачу — в сентябре 1979 года закончить монтажные работы на верхнем строении фундамента турбогенератора — они выполнили досрочно. Работу бригад координировал прораб Зуевского ДАЭМ А. Дадыко.

13 ноября 1979 года в дирекции строящейся ЮУ АЭС, для контроля за возведением фундамента турбоагрегата первого энергоблока, была создана специальная комиссия.

С первых дней строительства атомной станции высокой производительностью труда отличались работники управления «Спецатомэнергомонтаж», под руководством опытного, требовательного начальника управления В.И. Белоцерковца. Он участвовал в возведении многих промышленных объектов в бывшем СССР. На строительстве основных сооружений Южно-Украинской АЭС коллектив САЭМ (позже управление было подчинено новому тресту «Донбассатомэнергомонтаж») начал работать в 1977 году.

Много сделал для становления монтажного участка, который позже стал управлением, старший прораб И.М. Жалило. На первых порах бригады готовили себе базу и присматривались к основным объектам атомной станции, где только начинались земляные работы. Монтажники ДАЭМ смонтировали производственный и служебно-бытовой корпуса автопредприятия и базы механизации, двухэтажное здание рабочей столовой «Строитель». Таким образом, наращивая темпы, велась активная подготовка коллектива к основным работам.

На строительстве машинного зала бригада В.Г. Палько закончила монтаж металлоконструкций деаэраторного отделения до отметки 26,4 метра. Этот коллектив возводил каркас машинного зала до пятой оси, а дальше передал эстафету бригаде Виталия Полищука.

Монтажников металлоконструкций Виталия Полищука в 1979 году называли «миллионерами». Этот коллектив работал на монтаже конструкций каркаса машинного зала первого и второго блоков и сумел досрочно, в сентябре, выполнить годовой план и освоить на строительно-монтажных работах один миллион рублей. Способствовали успеху слаженность и дисциплина, полная взаимозаменяемость рабочих, хорошая организация труда на основе крупноблочного монтажа, когда одним подъемом крана в проектное положение устанавливалась огромная многотонная конструкция. В бригаде В.И. Полищука трудились Петр Гончарук, Сергей Бессонов, Александр Белоусов, Николай Вербицкий, Владимир Коломиец, Николай Белокож и другие. С монтажниками параллельно работали, собирая конструкции в монтажные многотонные блоки, слесари-монтажники В.Г. Палько и Е.Ф. Максимова.

В 1980 году бригада В. И. Полищука сумела повторить своё достижение и досрочно выполнила обязательство, освоив на строительно-монтажных работах в течение года 1 млн. руб. Но на этот раз пришлось делить пальму первенства с другими коллективами, которые тоже сумели достичь рекордной выработки. Во главе этих бригад стояли опытные организаторы Н.Ф. Бойко, П.Д. Скарбан из монтажного управления ДАЭМ, Б.В. Соломенцев, И.В. Стрюков из домостроительного комбината №4, которым миллионный рубеж покорился на монтаже жилых домов в поселке строителей и энергетиков.

О трудовых буднях коллектива ДАЭМ свидетельствует памятный фотоальбом, в котором запечатлены основные этапы возведения первого энергоблока. Этот подарок, подготовленный фотографом управления строительства А.Тодоровым, начальник управления В.И. Белоцерковец вручил руководителям бригад и работникам, особо отличившимся в первые годы строительства.

На возведении машинного зала, одновременно с монтажом металлоконструкций каркаса здания, велось бетонирование фундамента турбоагрегата. Отечественная практика не знала подобного опыта. Уникальный по своей конструкции, фундамент первого турбоагрегата возводился методом непрерывного бетонирования. Его возведение требовало значительных усилий строителей, монтажников, автомобилистов, эксплуатационников. На устройстве фундамента применялось новое оборудование для производства бетонных работ. Поток машин на перевозке бетона от БРХ до главного корпуса не прекращался ни днём, ни ночью.

На бетонировании фундамента турбогенератора трудились бригады Зуевского участка ДАЭМ. Бригады монтажников М.А. Шевчука, А.И. Семенидо, Л.А. Ковальцова, М.А. Дзендзелевского работали по уплотненному графику. За короткое время рабочие смонтировали свыше 300 тонн арматуры и уложили 5350 кубометров бетона.

Непрерывное бетонирование фундаментной плиты машинного зала и основания для установки турбогенератора обеспечивали рабочие участка подсобных производств (начальник участка Н.П. Картавцев). Непрерывный поток бетона направляли на стройплощадку смены БРХ. Особым усердием отличались рабочие из смены мастера Галины Горбенко: Надежда Кулик, Валентина Бойченко, Раиса Васильченко, Михаил Савенко, Галина Тищенко, Евгения Шмыга, Людмила Огаркова.

В ноябре 1979 года к производству работ в машинном зале и в помещениях деаэраторного отделения приступили бригады Запорожского монтажного участка треста «Теплоэнергомонтаж». Этот коллектив на строительство ЮУ АЭС прибыл с богатым опытом сооружения Приднепровской, Запорожской, Трипольской, Ладыженской, Ставропольской ГРЭС и Курской АЭС. Прибыв в Прибужье, бригады опытных монтажников А.Я. Харченко, Н.Н. Лаврика, Н.И. Филатова, В.И. Петрова четко и слаженно трудились на монтаже мостового крана грузоподъемностью 200 тонн и на укрупнении конденсатора турбины первого турбоагрегата.

ЦИФРЫ  И ФАКТЫ

К концу 1979 года в чудесный ландшафт Прибужья четко вписывались индустриальные пейзажи атомной станции. Реакторное отделение первого энергоблока поднялось до 45- метровой отметки, было смонтировано 16 осей машинного зала, 7 отметка специального корпуса, каркас инженерно-лабораторного и санитарно-бытового корпусов. Велись работы на здании химводоочистки,на  плотине Ташлыкского водохранилища, на подводящем канале и на других объектах.

В 1979 году на строительстве атомной станции трудилось свыше шести тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В соревновании бригад участвовало 105 коллективов. 7 бригад, 4 экипажа носили высокое звание «Коллектив коммунистического труда». Звание «Ударник коммунистического труда» было присвоено 296 рабочим.

На строительстве специального корпуса первой очереди в одном ритме трудились строители, монтажники и эксплуатационники.

Специальный корпус первой очереди Южно-Украинской АЭС запроектирован один на два блока. В плане он представляет собой пятиэтажное сооружение размером 90х100м. В спецкорпусе располагаются свыше 390 помещений для хранения жидких отходов, приемки и хранения свежего ядерного топлива и другие. В этом здании размещаются системы, обслуживающие герметичную оболочку реакторного отделения, насосы и деаэраторы подпитки и борного регулирования, оборудование расхолаживания бассейна выдержки и др.

Строительство специального корпуса для первой очереди начинали механизаторы и водители, которые подготовили котлован для устройства фундаментов. Монтаж подземной и надземной частей здания выполняли бригады строительно-монтажного управления ДАЭМ, отделочные работы вели бригады промышленного участка №2.

На плечи монтажников из бригад Николая Бойко, Петра Скарбана и Владимира Дорошенко легла основная нагрузка по возведению здания. В июне 1979 года они вели бетонирование фундаментных плит. Сменяя друг друга в течение суток, монтажники, которые на время стали бетонщиками, сумели организовать непрерывную укладку бетона. Бригады под руководством старшего прораба И. Жалило, прораба С. Иванова, чтобы ускорить темпы строительства специального корпуса, сами изготавливали арматурные каркасы, монтировали их. Хорошо трудились монтажники А.А. Перепичай, В.К. Пышнограев, В.Н. Кузнецов, А.И. Руденко, В.И. Чудновцев.

Ощутимый выигрыш во времени дало применение новой технологии опалубочных работ с использованием арматурных каркасов с одной предварительно забетонированной стороной. Такие конструкции с переплетением арматуры, закладных деталей, технологических связей готовились на монтажном полигоне. А перед отправкой на стройплощадку их аккуратно опускали одной стороной на несколько суток в бетонную смесь. Таким образом получалась конструкция со сплетением арматуры и ровной бетонной стенкой с одной стороны. Её устанавливали в проектное положение, «одевали» с внутренней стороны опалубку и заливали бетоном. Так что специальный корпус атомной станции поднимался к небу прямо на глазах. Применение новой технологии позволило значительно сократить сроки бетонирования стен специального корпуса.

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

ДЛЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ЮУ АЭС

В соответствии с проектом, техническое водоснабжение первого энергоблока обеспечивается из Ташлыкского водохранилища по оборотной прудовой системе. Заполнение водохранилища и последующая эксплуатационная его подпитка предусмотрена из реки Южный Буг, используя насосную станцию.

Известно, что место для строительства Южно-Украинской АЭС подбиралось очень тщательно. Проектировщики отдали предпочтение Константиновской площадке, потому что здесь были исключительные природные условия для обеспечения станции охлаждающей водой. Сама природа в Прибужье выстроила рельеф местности таким образом, что без особых затрат можно было каньон когда-то полноводной речки Ташлык и прилегающую территорию превратить в огромную емкость для воды. Глубокая каменистая русловая часть Южного Буга тоже, как нельзя лучше, подходила для искусственного моря.

Перед началом строительства археологи на берегах Ташлыка исследовали стоянки и поселения древних людей и курганные могильники их захоронений от каменного века (40-60 тыс. лет тому назад) до времен запорожского казачества (вторая половина восемнадцатого века). Современные раскопки открыли ученым новую яркую страницу древней истории. Здесь исследованы поселения эпохи поздней бронзы, открыты древние производственные комплексы, в том числе бронзолитейный, косторезный, кожевенный и с переработкой железа.

Открытые поселения и стоянки Ташлык-1,2,4,5 оказались уникальными памятниками для всей территории не только Юго-Восточной Европы, а и для всего Средиземноморья. По мнению кандидата археологических наук, научного сотрудника Института археологии Украины В.Н. Клюшенцева, который исследовал эту территорию в составе Николаевской экспедиции, территория Гранитно-степного Побужья в эпоху бронзы являлась Ойкуменой Средиземноморской цивилизации.

Глубокая Ташлыкская балка заметно выделялась на фоне степного рельефа местности. С обеих сторон к ней сходились глубокие овраги, поросшие деревьями и кустарником. Ближе к полноводной реке её глубина увеличивалась до 35-40 метров. Здесь Ташлык нёс свои воды к Южному Бугу по глубокому каменистому каньону.

В девятнадцатом и двадцатом столетиях здесь проходили интенсивные транспортные потоки. Дорога из Одессы на Умань всегда была оживленной. В зимнее время транспортные средства с трудом преодолевали крутую балку. Известной достопримечательностью этой территории был старый колодец, выкопанный давным-давно рядом с быстрой речкой и по-хозяйски ограждённый большими гранитными глыбами. Многие путники останавливались здесь, чтобы утолить жажду. Поговаривали, что лучшей воды, чем в колодце у речки Ташлык, в округе не было. Теперь здесь должно было разлиться искусственное море для обеспечения работы энергетического комплекса.

Основные работы на строительстве гидротехнических объектов Южно-Украинской АЭС были возложены на коллективы участков ДЭСМ, «Гидроспецстрой», автобазы ДЭСТ. Им предстояло построить плотину и подготовить ложе для Ташлыкского водохранилища. Для этого необходимо было снять и вывезти из русловой части тысячи кубометров чернозёма, который отсыпали в огромные курганы для хранения и последующего использования на землевание сельскохозяйственных угодий и благоустройства жилой территории поселка и промышленной базы.

Для водохранилища в Ташлыкской балке необходимо было построить крупную глинобетонную плотину. Это сложное сооружение из горной массы, суглинка, бетона, специального цементационного слоя должно удерживать 86 млн. кубометров воды.

Первыми к работам на сооружении плотины приступили механизаторы, которые снимали чернозем и завозили на объект горную массу, песок и суглинок. Слаженно работали бурильщики и взрывники «Гидроспецстроя», обеспечивая строительство плотины горной массой.

(Продолжение следует)

Show Buttons
Hide Buttons