ТАК РОЖДАЛАСЬ НАША ИСТОРИЯ История


ЭНЕРГИЯ ТЫСЯЧ СЕРДЕЦ

Раздел первый. ОТ ПЕРВОГО КОЛЫШКА — ДО ПУСКА ПЕРВОГО ЭНЕРГОБЛОКА.

Глава 5. ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ АЭС (Продолжение)

ТРЕВОЖНАЯ ВЕСНА 1978 ГОДА

Весна 1978 года оказалась богатой на погодные сюрпризы. Ранняя оттепель вызвала стремительное наполнение Ташлыкской балки водой. Бурные потоки с окрестных полей неслись к Южному Бугу. Их остановил недостроенный верхний банкет плотины Ташлыкского водохранилища. Здесь механизаторы уже успели уложить в тело плотины тысячи кубометров горной массы, песка, суглинка.

Огромный карман, образованный обрывистыми берегами и основанием плотины, быстро наполнялся водой. Она поглотила строительные сооружения на берегу, в том числе небольшой бетонно-смесительный узел. Вода все прибывала и вскоре нависла угроза перелива её через высокую насыпь… Если это допустить — значит, сознательно зачеркнуть всю работу коллективов механизаторов, бурильщиков, взрывников, автомобилистов, которые насыпали плотину почти год. Бурлящий стремительный поток мог унести в Чёрное море труд многих тысяч людей.

Борьба со стихией продолжалась пять суток. Все это время руководители строительства и дирекции управляли коллективами непосредственно на месте событий. Механизаторы ДЭСМ и рабочие «Гидроспецстроя» не покидали своих рабочих мест. Они прокладывали между прибрежных скал обводной канал для пропуска паводковых вод в Южный Буг.

Люди выстояли в сложной ситуации. Благодаря их упорному труду талые воды удалось отвести по пробитому в каменных породах каналу. В борьбе с паводком отличились машинисты бульдозеров Михаил Сокович, Илларион Позывайло, Иван Щербаков и Валерий Марьян, машинисты экскаваторов Василий Богатыренко, Василий Пластамак, Дмитрий Гармашов и многие другие. Благодаря совместным слаженным действиям, угроза разрушения плотины миновала.

СТРОКА В ИСТОРИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА АЭС

7 июля 1978 года экипаж экскаватора ДЭСМ в составе машинистов Н.С. Ермошевича и В.Т. Угневенко, помощников машинистов Д.П. Коваленко и В.А. Штанкевского досрочно выполнил задачу ударного года пятилетки. За шесть месяцев экипаж переработал 90,4 тысячи кубометров грунта при годовом задании 84,5 тыс. кубометров.

15 ноября 1978 года механизаторы закончили отсыпку временной плотины Ташлыкского водохранилища до проектной отметки 101,7 метра. За шесть дней бригада в составе машинистов бульдозеров Михаила Саковича, Ивана Щербакова, экипаж экскаватора Владимира Сердеги и Анатолия Майорова, а также 29 автоскреперистов из бригады П.П. Цирулика уложили 15 тысяч кубометров суглинка. Высокопроизводительно трудились водители БелАЗов, каждый экипаж доставлял за смену от экскаватора по 350 кубометров горной массы.

Бригада Владимира Демина на бетонировании плотины Ташлыкского водохранилища принимала и укладывала в тело плотины по 300 кубометров бетона за сутки. В работе хорошо себя показали Александр Шенкевич, Сергей Жовтенко, Владимир Гарбарец. Умело руководил бригадой прораб участка А. Бабкин.

Чтобы обеспечить строительство плотины, работникам ДЭСМ, АПО ДЭСТ, «Гидроспецстроя», Пром-2, пришлось уложить свыше 380 000 кубометров суглинка, 10000 — песка, 7000 — щебня, 250 000 — горной массы, 6 000 кубометров бетона.

По проекту строительства АЭС, в Ташлыкской балке должно плескаться рукотворное море, которое в комплексе с другими гидротехническими сооружениями должно обеспечивать работу атомной станции. Особых проблем для его создания строители не ощущали. Вот только дорога…

В первоначальном проекте автотрасса республиканского значения, связывающая центральную Украину с южными областями и Крымом, проходила по плотине пруда-охладителя. Такая схема была принята заказчиком, несмотря на то, что очевидными были проблемы в организации движения грузовых и пассажирских потоков. К тому же затруднялась прокладка инженерных коммуникаций, связывающих город и АЭС.

Проанализировав ситуацию, директор АЭС В.П. Фукс предложил внести изменения в проектную документацию и построить железобетонный мост через пруд-охладитель АЭС. Мостовой переход обеспечивал надежную технологическую связь между городом и атомной станцией, упрощал организацию движения по республиканской трассе.

20 мая 1977 года состоялось совещание по вопросам строительства моста через водохранилище. Специалисты управления «Мостострой» предложили использовать для строительства имеющиеся железобетонные конструкции и дополнительно изготовить недостающие изделия на заводе ЖБИ в г. Днепропетровске. Чтобы ускорить изготовление несущих балок моста, на завод были откомандированы арматурщики и бетонщики.

УЧАСТОК МОНТАЖНОГО ОТРЯДА №2 ТРЕСТА «МОСТОСТРОЙ»

 История «Мостостроя» богата важными историческими событиями. Мостостроители ставили переправу через Днепр во время Великой Отечественной войны, поднимали железнодорожный мост имени Патона и мост «Метро» в Киеве, наводили другие переправы. Мостовой переход через Ташлыкское водохранилище они также планировали построить быстро и качественно.

Подготовку основания для строительства моста начали в 1978 году. В апреле 1979 года рабочие Мостоотряда начали монтаж железобетонных конструкций. В высоком ритме трудились бригады В.К. Плащенюка и А.П. Зинченко. Отличились крановщик Виктор Давыденко, монтажники Юрий Чекулаев, Александр Смирнов, сварщик Виктор Борисюк, бетонщик Николай Ковальский, мастер П.Ф. Галдецкий, которому довелось строить мосты и переправы в Казахстане, вместе с болгарскими специалистами поднимать мостовой переход через Дунай.

В июле 1979 года монтажные работы были завершены. Бригада В.К. Плащенюка вывезла и смонтировала последнюю, 80-ю железобетонную балку мостового перехода. Среди отличившихся назвали имена мостостроителей Н.Т. Бышевца, И.Ф. Синельникова, Н.Ф. Голика, В.В. Коновалова, И.Г. Куливника, Ю.В. Чекулаева.

Трудовую эстафету на строительстве моста приняла бригада В.А. Панасюка промышленного участка №3, которая под руководством начальника участка Василия Блануцы укладывала дорожное покрытие на проезжей части, бетонировала откосы и благоустраивала территорию. Вскоре было открыто движение автомобильного транспорта по новому мосту.

УЧАСТОК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РАБОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ГИДРОСПЕЦСТРОЙ»

В первые годы строительства хорошо трудились коллективы «Гидроспецстроя». Они вели буровзрывные работы в карьере горной массы, на плотине Ташлыкского водохранилища, на насосной станции подводящего канала и в районе машинного зала. В числе передовиков производства начальник участка А.Кругликов отмечал машинистов П.Г. Бороду, С.П. Ефимовича, А.Б. Квятковского, электросварщиков Н.Д. Алексейчука, слесаря С.Л. Ретерука, электрослесаря Н.П. Прилуцкого, инженера-геодезиста В.А. Мунтянова. На объектах гидротехнического назначения для атомной станции, гидроспецстроевцы готовились к производству подземных горных работ на строительстве Ташлыкской ГАЭС.

В марте 1979 года рабочие участка дружно и слаженно выполняли цементационные работы на плотине Ташлыкского водохранилища. Образцы ударного труда здесь показали бетонщики Н.Л. Войта, Ю.В. Фурсенко, бурильщики В.И. Конюк, В.А. Рак.

СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА «ДНЕПРОСТРОЙ»

Коллектив СУ «Днепрострой» с 1979 года включился в строительство объектов атомной станции и города.

Трудовой путь коллектива начинался в 1927 году, со дня торжественной закладки Днепровский гидроэлектростанции. За восстановление Днепрогэса, разрушенного в годы Великой Отечественной войны, трест был награждён орденом Ленина, а в 50-летний юбилей на знамени «Днепростроя» появился орден Октябрьской революции. Гидростроители возводили Каховскую, Днепродзержинскую, Каневскую ГЭС, прокладывали канал «Днепр-Кривой Рог», советско-румынский гидроузел «Костешты-Стынка» на реке Прут, участвовали в строительстве Крымской АЭС.

Строительное управление «Днепрострой» возглавлял Э.П. Семенов, за плечами которого было возведение гидротехнических объектов для металлургических заводов. Он участвовал в строительстве Смоленской АЭС, КамАЗа.

На строительстве Южно-Украинского энергетического комплекса Э.П. Семенову предстояло в качестве руководителя генподрядной организации начать строительство Ташлыкской ГАЭС, Константиновской ГЭС-ГАЭС и Александровского гидроузла. Подготовка к этой работе велась с 1979 года, когда первые коллективы прибыли на берега Южного Буга.

В октябре 1979 года бригады Е.А. Маноенко, В.Д. Хоменко и И.Я. Тертычного работали на сооружении глубинного водозабора. Конструкции для этого уникального сооружения изготавливали рабочие Саратовского и Днепровского заводов ЖБИ.

На строительстве в Прибужье часто говорили: «Отцы и деды строили Днепрогэс — сыны и внуки построят Южно-Украинскую АЭС». Семейные традиции прославленного коллектива воспитывались десятилетиями.

Вспоминает бывший главный инженер СУ «Днепростроя» Н.П. Пахомов:

«После окончания строительства гидроузла «Костешты-Стынка» на реке Прут, где днепростроевцы работали рука об руку с румынскими строителями, коллективу было поручено сооружение Южно-Украинского энергокомплекса. В 1978 году коллективы управления механизации и автотранспортного предприятия участвовали в строительстве ЮУ АЭС. А в 1979 году весь коллектив приехал на южноукраинскую площадку. Строили гидротехнические объекты, обеспечивающие пуск первого энергоблока: насосную станцию подпитки пруда-охладителя, блочную насосную станцию, ложе Ташлыкского водохранилища, накопитель, водозабор – водовыпуск, подводящий канал. Коллектив своевременно обеспечил окончание всех работ. На строительстве гидротехнических объектов для ЮУ АЭС особенно отличились комплексные бригады Антона Неваха, Ивана Тертычного, Владимира Андрющенко, скреперисты Владимира Галепы, ветераны «Днепростроя» Анатолий Карпелянский, Василий Якубец, Анна Хорошун и многие другие».

УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ «ДНЕПРОСТРОЯ»

В 1979 году, с перевыполнением сменных заданий, на формировании водохранилища трудилась бригада механизаторов кавалера ордена «Знак почёта» В.Д. Галепы. Этот известный на строительстве коллектив работал на хозяйственном расчёте и на 15 дней сократил нормативный срок выполнения земляных работ на строительстве шламонакопителя.

На подготовке ложа Ташлыкского водохранилища к заполнению механизаторы А.И. Третьяк, А.Я. Охрименко, П.Г. Дядченко, И.В. Куртов, П.Н. Петухов, В.С. Денисевич, под руководством начальника участка А.Б. Гореликова и мастера Б.М. Стоичева, сумели значительно сократить нормативные сроки вывоза чернозема. Отличилась бригада механизаторов А.А. Деркача, которая работала на бригадном подряде.

Высоких показателей в труде на устройстве глубинного водозабора на Ташлыкском водохранилище добивался экипаж экскаватора в составе В.З. Мельниченко, В.В. Яневича и А.Е. Дзыги.

В 1982 году гидростроители, в сложных условиях недопоставки строительных материалов и отсутствия современной техники, сумели «одеть» в бетонную одежду подводящий канал, построить «маленькую ГЭС», которая в проекте атомной станции называлась «блочной насосной станцией» и была центральным звеном в системе охлаждения конденсаторов турбины, возвели здание насосной станции подпитки пруда-охладителя.

Рука об руку с гидростроителями трудились монтажники Южно-Украинского участка треста «Гидромонтаж», которые смонтировали на вводных объектах сложное гидротехническое оборудование, в том числе систему напорных водоводов технического водоснабжения, технические средства береговой насосной станции подпитки. На монтажных работах отличились бригады Е.А. Данильченко, Валерия Шутова и Александра Лященко. На бетонировании днища и откосов подводящего канала к машинному залу первой очереди ЮУ АЭС в три смены трудились члены комплексной бригады А.Г. Ляшенко СМУ треста «Южатомэнергострой».

Весной 1981 года началось заполнение Ташлыкского водохранилища. Для этого была введена в работу насосная станция подпитки. По специальному трубопроводу, который проложили бригады ЮТЭМ, обеспечивалось наполнение пруда – охладителя и поддерживался проектный уровень воды, компенсируя безвозвратные потери на испарение.

Пока строители поднимали объекты пускового комплекса первого энергоблока, на машиностроительных предприятиях бывшего Советского Союза полным ходом изготавливалось уникальное энергетическое оборудование для Южно-Украинской АЭС. Десятки мощных предприятий спешили выполнить заказы для атомной энергетики в установленные сроки и с отличным качеством.

В четвертом квартале 1979 года коллектив ПО «Запорожтрансформатор» приступил к изготовлению трансформатора мощностью 1 млн. 250 тысяч киловольтампер на напряжение 330 киловольт. Это был первый отечественный трансформатор такой большой мощности. Техническая документация на изготовление трансформатора разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Н.Д. Поповича и начальника бюро А.А. Жгутова. Ведущий конструктор проекта М.Н. Цфасман. В процессе разработки внедрены новые материалы и изобретения.

Первенец – миллионник был предназначен для использования в сети турбогенератора первого энергоблока Южно-Украинской АЭС. Этот трансформатор по мощности должен был заменить два трансформатора типа ТЦ-630000/330, которые до этого работали на блоках миллионной мощности. Новый трансформатор часто называли сверхмощным по техническим характеристикам, а еще — по весу основной конструкции, который превышал пятьсот тонн.

На Ижорском заводе (г. Колпино Ленинградской области) изготавливались емкости САОЗ. Бригада электросварщиков Владимира Хализова в ноябре 1979 года начала работы по изготовлению корпуса реактора. Оперативно была произведена термическая обработка корпуса. На изготовлении крышки верхнего блока трудились электросварщики из бригады Владимира Бузина.

В конце 1979 года ленинградские машиностроители, которые трудились под девизом «Заказам АЭС — «зеленую улицу!», выполнили свои обязательства, отгрузили в адрес Южно-Украинской АЭС корпус реактора первого энергоблока. Доставка на стройплощадку многотонной конструкции была затруднена — железная дорога не приспособлена для перевозки таких сверхнегабаритных грузов. Поэтому пришлось долгое время выбирать приемлемый маршрут следования и выполнять перевозку только в светлый период суток.

Из города на Неве в Прибужье поступил комплект трубопроводов общим весом свыше 300 тонн и четвертый парогенератор. Впервые бригады электросварщиков Владимира Полковского, Вячеслава Насибулина и Анатолия Саврухина, слесарей механосборочных работ Ивана Конеева и Владимира Ильина при его изготовлении применили автоматическую наплавку торцов крупногабаритных патрубков.

В декабре 1979 года в адрес дирекции Южно -Украинской АЭС с Уральского завода тяжелого машиностроения и Народной Республики Болгарии поступило оборудование биологической защиты. С Подольска прибыли два сепаратора-пароперегревателя СПП-1000 и закладные детали парогенераторов, с Чеховского завода энергетического машиностроения — три главные запорные задвижки на главный циркуляционный контур, а Харьковский турбинный завод поставил конденсатор турбины. Рабочие Красноярского завода «Сибтяжмаш» отправили на ЮУ АЭС мостовой кран для машинного зала первой очереди.

(Продолжение следует)

Show Buttons
Hide Buttons