ТАК РОЖДАЛАСЬ НАША ИСТОРИЯ

ЭНЕРГИЯ ТЫСЯЧ СЕРДЕЦ

Раздел первый

ОТ ПЕРВОГО КОЛЫШКА — ДО ПУСКА ПЕРВОГО ЭНЕРГОБЛОКА.

Глава 3. СУБПОДРЯДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В строительстве Южно-Украинской атомной электростанции и города энергетиков принимали участие десятки крупных организаций и предприятий союзного и республиканского уровня, которые входили в состав Министерства энергетики и электрификации СССР и Минэнерго Украины. Их часто называли субподрядными организациями, так как они работали на строительстве по договору с генеральным подрядчиком — Управлением строительства «Южно – Украинской АЭС».

ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ УЧАСТОК ТРЕСТА «ЮЖТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ»

В числе отряда первопроходцев участка ЮТЭМ, прибывшего на строительство с Зеленодольска весной 1975 года, были прораб Е. Черкасский, мастер В. Кладов, инженер Ю.В. Шевченко, прораб И. Шварц и мастер И. Бушуев, бригадиры Иван Дирин, Владимир Яцкевич и другие. Первым делом соорудили небольшую временную базу. На первых порах контору участка разместили в двухэтажном деревянном доме в с. Константиновке, рядом с административными вагончиками управления строительства.

Без промедления монтажники приступили к строительству насосной станции питьевого водоснабжения в районе села Алексеевка. Водозабор разместился в пятистах метрах ниже по течению от старой насосной станции, построенной еще в начале века для заправки паровозов водой на железнодорожной станции Кавуны.

Новостройки не могли обойтись без питьевой и технической воды. Рабочие монтажного управления «Южтеплоэнергомонтаж» быстро построили насосную станцию питьевого водоснабжения и связали её трубопроводом с жилым поселком и с промышленной площадкой. Они также смонтировали сети и оборудование насосной станции канализации, которую построили рабочие Пром-1 под руководством начальника участка Василия Бордюги.

В предельно сжатые сроки построить насосную станцию и проложить свыше 8 километров трубопровода питьевого водоснабжения могли только настоящие мастера своего дела. Хороших специалистов в первом строительном десанте ЮТЭМ было достаточно. В руках опытных монтажников из бригад Ивана Дирина и Владимира Яцкевича работа спорилась. Здесь, на площадке насосной станции второго подъема, была установлена первая колонна на строительстве, и заместитель начальника управления по монтажу А. Микульчик требовал в партбюро зафиксировать это событие «как важный факт для истории». Работники ЮТЭМ для себя отметили это событие как начало монтажных работ на строительстве АЭС. Они радовались трудовой победе и присматривались к новым рубежам.

Бригады ЮТЭМ обеспечивали теплофикацию первых новостроек. Пока строилась ПРК, дома в жилом посёлке отапливались с помощью, так называемых, «паровозиков» — небольших специальных котельных установок, смонтированных в нынешней парковой зоне бригадой монтажников под руководством прораба Ефима Черкасского.

А потом пошло-поехало. Работы хватало всем. Успевали одновременно монтировать оборудование на водозаборе, прокладывать трубопроводы по стройплощадке, собирать оборудование канализационной станции и прокладывать коллектор на очистные, поднимать козловые краны на строительной базе, подключать и монтировать оборудование на бетонном и растворном узле, ввода в эксплуатацию которого с нетерпением ожидали все строители. Первые новостройки для коллектива стали своеобразной разминкой перед началом монтажа оборудования, трубопроводов, эстакад, мазутного и насосного хозяйства пусковой резервной котельной.

ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ УЧАСТОК «ДОНБАССПЕЦЭНЕРГОМОНТАЖ»

В это время на строительство нового города пришел молодой бригадир сантехников Владимир Сухорлян. До этого он возглавлял бригаду на новостройках Братского и Арбузинского районов в составе Николаевской специализированной ПМК-3. В июле 1975 года его приняли в состав прорабского участка ДСЭМ и поручили комплектовать бригаду для прокладки сантехнических сетей на первом городском объекте. Тогда на строительстве общежития №3 наблюдалось временное затишье: поступило много блок-комнат, а блоков, из которых монтировали коридоры, было недостаточно. Монтажники простаивали, для сантехников ещё не было фронта работ и они занялись подготовкой базы.

 — Много времени прошло с тех пор, — вспоминал бригадир В. Сухорлян, — а как сейчас помню: работали мы тогда с энтузиазмом, старались сделать всё быстро и качественно. Хотелось всем, чтобы город был красивым и удобным, чтобы поднимался он быстро на радость всем нам.

Новый город вырос на глазах у Владимира Сухорляна. На возведении многих жилых домов, объектов социально-бытового назначения, школ, детских садов работал он со своими товарищами честно и добросовестно.

Хорошим примером молодым рабочим участка ДСЭМ служили бригадир В.Г. Каменецкий, опытные работники Н.М. Несмачный, Н.Н. Гречук, которые на строительство ЮУ АЭС приехали с Кураховской ГРЭС в начале 1976 года.

АВТОБАЗА «ДОНБАССЭНЕРГОСТРОЙТРАНС»

В конце 1976 года на строительство атомной станции прибыли новые автомобили КамАЗ. Их передали строителям рабочие Камского автомобильного завода, который только осваивал выпуск грузовиков. Сесть за руль новых автомобилей выпала честь лучшим водителям Евгению Хобюку, Валентину Лутинскому, Валентину Сидню, Константину Островскому, Александру Бондарю, Александру Баранову, Валерию Латышеву, Виктору Староконю, Григорию Коломийцу, Борису Яновскому, Владимиру Сафонову. Применение новой техники позволило коллективу увеличить темпы перевозки строительных грузов.

В августе 1977 года бригады водителей рапортовали о досрочном выполнении годового плана. Высоких показателей добились водители Николай Янишевский, Вячеслав Носенко, Валентин Сидень, Николай Погоничев, Александр Бондарчук, Сергей Величко, Виталий Кириченко, М.М. Савинков, А.П. Бондарчук, Б.Г. Павлишин, М.Г. Перепелица, В.И. Яковина.

В октябре 1978 года бригада водителей КрАЗ Е.М. Хабюка досрочно выполнила годовой план перевозок. Отличились И.Д. Гриша, А.В. Баранов, А.В. Малтабар, В.И. Куриченко, Н.А. Левицкий.

ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ УЧАСТОК

«ДОНБАССЭНЕРГОСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»

В феврале 1976 года Арбузинский райком Компартии Украины одобрил социалистические обязательства механизаторов о выполнении заданий десятой пятилетки за четыре года. Экипаж трёхкубового электрического экскаватора в составе В.М. Концевого, А.А. Левашова, В.В. Бородина, В.А. Мальцева, В.Е. Рогожи, В.М. Пожидаева решил ежегодно выполнять план на 125%, то есть при задании 540 тысяч кубометров ежегодно перерабатывать по 675 тысяч кубометров земли и горной массы. Экскаваторщики вызвали на социалистическое соревнование бригаду машинистов автомобильных скреперистов П.П. Цирулика. О ходе трудового соперничества этих коллективов следили районные и областные средства массовой информации. Опыт работы передовых строителей широко изучался и распространялся в других коллективах.

Бригада автоскреперистов П.П. Цирулика завоевала известность ударными делами. Этот коллектив первым на строительстве выполнил обязательства первого года десятой пятилетки. В бригаде работали опытные механизаторы Анатолий Левашов, Михаил Шкляревич, Анатолий Ракитянский, Пётр Жорник, Николай Каспир, которые прибыли в Прибужье вместе с бригадиром со строительства Углегорской ГРЭС. Здесь к ним присоединились автоскреперисты со строительства Южно-Крымского канала Сергей Цюх, Иван Бугаков, Николай Гринчук. Главное правило бригады: за смену выполнять полторы нормы. Это им удавалось на строительстве гидротехнических объектов атомной станции.

Механизаторы под руководством начальника участка В.М. Ефремова в две смены работали на подготовке строительства плотины Ташлыкского водохранилища. Отличились бульдозерист В.Я. Мороз, бригада экскаваторщиков Петра Кушнарёва в составе В. Сердеги, Б. Беккера, М. Лысова, М. Романишина, М. Мороза. Экипаж экскаватора использовал метод бригадного подряда, неоднократно лидировал в соревновании бригад участка. Ударно работала на строительстве бригада прицепных скреперов, которую возглавлял ветеран войны М.Д. Сонченко. Здесь со знанием дела трудились Л.А. Возный, И.И. Кокошкин и другие механизаторы.

 На строительстве города и объектов атомной станции многие бригады ДЭСМ использовали метод бригадного подряда. За внедрение хозяйственного расчета участок был отмечен бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР, а руководство Минэнерго СССР признало его лучшим по внедрению подряда в министерстве. Организатором внедрения новых форм организации и оплаты труда механизаторов стал производитель работ ДЭСМ И.В. Онищенко.

Иван Васильевич из числа первопроходцев строительства ЮУ АЭС, многие объекты в прибугской степи поднимались при его непосредственном участии. Под его руководством готовилось земляное основание под жилые дома, объекты социально-культурного назначения, прокладывались дороги, сооружалась плотина водохранилища. Много сделал коллектив прорабского участка для успешного строительства города Южноукраинска. Ударным объектом для механизаторов было строительство средней школы №2.

С первых дней работы в Прибужье коллектив участка ДЭСМ возглавлял В.А. Житний — опытный руководитель, участник строительства Ворошиловградской, Кураховской ГРЭС, Новочеркасской гидроэлектростанции. В своё время во главе коллектива были талантливые организаторы производства М.М. Жеребилов, А.С. Дубовой, Ю.А. Нагулко.

ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ МОНТАЖНЫЙ УЧАСТОК УПРАВЛЕНИЯ

№8 ТРЕСТА «ЭЛЕКТРОЮЖМОНТАЖ»

В сентябре 1945 года для восстановления энергетических объектов Донбасса и Харьковской области был образован трест «Донбассэнергомонтаж». Его возглавил первый управляющий М.С. Кирюшин. С расширением фронта работ трест был преобразован в «Электроюжмонтаж» и подчинен ВО «Союзэлектромонтаж» Министерства энергетики и электрификации Союза ССР. На коллектив была возложена задача: выполнять электромонтажные работы в Украине, от Львова и до Харькова.

На строительство Южно-Украинской АЭС первые работники МУ-8 были откомандированы с Криворожской ГРЭС-2 в 1975 году. В числе первого десанта в Прибужье были электромонтажники С.Д. Лазичев, С.И. Смирнов, В.В. Черноус и другие. В августе 1976 года управление перебазировалось в с. Константиновку. Электромонтажники трудились на устройстве электрических линий и подключении оборудования на ПРБ в Кавунах, насосных водоснабжения в Алексеевке, прокладывали ЛЭП-35 кв «Кавуны – ЮУ АЭС». Пионерную базу ЭЮМ создавали В.В. Черноус, Г.Г. Миронов, работы по энергоснабжению жилого посёлка организовывал В.И. Соловарь. Пусковая резервная котельная и ОРУ-150 кв возводились при непосредственном участии В.С. Вильховецкого, бригадира С.М. Колесника. Электрическое обеспечение общежитий №№ 3,4, средней школы №1, первых жилых домов легло на плечи рабочих под руководством С.Д. Лазычева. Все ВЛ-35 прокладывались под руководством старшего прораба П.И. Васенко.

(Продолжение следует)

Show Buttons
Hide Buttons