Династия железнодорожников

Наша очередная статья из цикла публикаций по истории железной дороги в Вознесенске  посвящена Леониду Иосифовичу Быковскому. Многие годы он был начальником станции Вознесенск. Автор статьи Валерий Збрыщак – тоже наш земляк, железнодорожник, на протяжении многих лет является внештатным корреспондентом газеты “Черноморский гудок”.

В этом году железная дорога Вознесенска отметит свое столетие. Подготовительная работа по проведению железнодорожной линии Одесса – Бахмач велась еще чуть ли не с середины 19 века, пути строили постепенно – от станции до станции. И уже в 1912 году стальные колеи соединили Одессу и Вознесенск, приняли первые поезда.
Сданная в эксплуатацию железнодорожная линия Бахмач – Одесса через Вознесенск открыла ближайший путь из Москвы до Одессы (1317 км), и движение поездов через ст. Вознесенск оживилось, увеличилась потребность в рабочей силе; в городе начали зарождаться первые железнодорожные династии.
Родоначальником одной из них был Леонид Иосифович Быковский, человек удивительной и интересной судьбы. Автор этих  строк в 70-80-е годы хорошо знал этого человека и услышал от него много интересного.
Леонид Иосифович родился в 1906 году в с. Репенцы Винницкой области (тогда это была Каменец-Подольская губерния). Родители его рано умерли, маленький Леня остался сиротой. До совершеннолетия мальчика воспитывал дедушка по отцовской линии.
После окончания 7 классов он волею судьбы оказался на ст. Колосовка. Впервые пришел в 1925 году на железную дорогу и, как многие его сверстники, начинал с азов: сначала ремонтным рабочим, затем стрелочником, и так дорос до должности начальника станции Березовка, потом, через годы – ст. Вознесенск. Одновременно закончил и 10 классов вечерней школы.
Великая Отечественная война застала Быковского в тот момент, когда он исполнял обязанности начальника станции Вознесенск. В начале июля 1941 года через Вознесенск следовал воинский эшелон c 76 самолетами. При бомбежке загорелась одна из платформ. Тогда Быковский вместе с дежурным по станции Фоминым начали тушить пожар. Локомотива поблизости не было, поэтому отцепили два горящих вагона с помощью лапчатых ломов, и откатили на безопасное расстояние. Следы травм, полученных тогда, при спасении самолетов, остались на лице ветерана на всю жизнь. Леониду Иосифовичу довелось работать землекопом при строительстве оборонительных дорог под Москвой. А в конце 1941 года его назначили начальником станции Аврора в Сибири. После освобождения Сталинграда находился на восстановлении железной дороги и разрушенных станций.
В конце войны, в 1944 г., Л. Быковский попал в освобожденный Вознесенск, где трудился над восстановлением разрушенного железнодорожного вокзала, потом работал заместителем начальника станции. В средине 50-х Л. Быковскому поручили “вывести из прорыва” станцию Кировоград и назначили ее начальником. В 1946 году, став начальником станции Вознесенск, он оставался на этой должности до выхода на пенсию в 1970 году.
Немало документов говорит о добросовестности, порядочности и, между прочим, бдительности начальника станции. Вот, например, выписка из приказа начальника Одесско-Кишиневской железной дороги В. И. Козенко, датированная 2 октября 1967 года: “За проявленную бдительность, выразившуюся в обнаружении лопнувшей рессоры в вагоне №2127798 при пропуске поезда №2712 на ходу и принятие решительных мер по устранению неисправности, угрожающей безопасности движения, начальнику ст. Вознесенск тов. Л. И. Быковскому объявить благодарность и выдать денежную премию из фонда отделения дороги”.
Немало и других славных дел у заслуженного ветерана, персонального пенсионера. Только в 1970 году станция загрузила 24 тысячи вагонов уплотненным способом, что позволило высвободить 155 вагонов. В этом немалая заслуга ее руководителя.
Были в жизни славного железнодорожника и черные дни. Член КПСС с 1931 года, Леонид Иосифович, как и многие другие честные члены партии, в 1937 году попал в водоворот сталинских репрессий. Его “угораздило” в письме лично Сталину высказаться о проводимой на транспорте кадровой политике. Чтобы его не “запеленговали” местные партийные власти, он передал письмо через проводников пассажирского поезда Одесса – Москва и попросил опустить в почтовый ящик уже в Москве. Ждать пришлось недолго. Его вызвали в Чернигов, и только благодаря принципиальности первого секретаря Черниговского обкома партии, впоследствии секретаря подпольного обкома партии А. В. Федорова (к нему попало “дело” Быковского) все утряслось – автору письма приказали ехать домой и продолжать работать. Леонид Иосифович был реабилитирован и восстановлен в партии в 1940 году.
За ратные и трудовые дела Леонид Иосифович имел много поощрений и правительственных наград. Он – кавалер ордена Ленина, награжден многими медалями, именными часами министра путей сообщения, знаком “Почетному железнодорожнику”. Умер Леонид Иосифович 17 марта 1994 года. Ветеран прожил почти 90 лет, из которых около 50 отданы железнодорожному транспорту.
Продолжателем династии стал сын, Леонид Леонидович Быковский. Железная дорога для него тоже не просто работа, а жизнь… Начинал как и отец, с монтера пути. Затем старательного паренька перевели вначале оператором дефектоскопной тележки, затем он стал мастером цеха дефектоскопии. Потом – Одесский техникум железнодорожного транспорта. В последнее время, до ухода на пенсию, Леонид Леонидович работал мастером по рельсовым цепям.
За время работы имеет много грамот, благодарностей, денежных премий. Кроме того, награжден медалью “За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина”. Министр путей сообщения за проявленную инициативу и успехи в труде наградил его значком “За безопасность движения”.
Трудовой стаж Л. Л. Быковского – 43 года. Но, уйдя на заслуженный отдых, он не теряет связи со своим предприятием: является бессменным председателем  совета ветеранов  Вознесенской дистанции пути (ПЧ-13).
Эстафету династии приняла дочь Аня. После окончания Харьковской юридической академии она вначале работала юристом на местном сырзаводе, но старательного специалиста заметили и пригласили работать в ПЧ-13. Сейчас Анна Леонидовна – заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам. А ее маленькая дочь Надюша, правнучка основателя династии, говорит (по крайней мере, раньше говорила), что вырастет и тоже будет железнодорожником.
Общий железнодорожный стаж династии Быковских свыше ста лет. Династия продолжается…
Валерий Збрыщак, внештатный корреспондент газеты “Черноморский гудок”.
От редакции  «Нового города»
Потомки Л. И. Быковского – дочь Жанна и сын Леонид, шестеро внуков – большое и дружное семейство. Подрастают правнуки. Кто из молодого поколения семьи свяжет свою судьбу с железной дорогой, пока что неизвестно. Патриарх рода  Леонид Леонидович, находится на заслуженном отдыхе, нянчит внуков, любит возиться на приусадебном участке. И конечно, является уважаемым главой Совета ветеранов-железнодорожников Вознесенской ПЧ-13. Его дочь Анна трудится на предприятии ПЧ-13. В планах этой обаятельной молодой женщины – создание музея железной дороги в Вознесенске.

 

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons