Мостостроитель

21 октября 1910 года в Вознесенске Херсонской губернии, ныне Николаевской области, родился Исаак Юлисович Баренбойм – выдающийся украинский мостостроитель, теоретик и практик мостостроения, управляющий “Мостотрестом-1”. Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Государственной премии СССР I степени (1948) и премии Совета Министров СССР (1966). Генерал-директор пути и строительства II ранга (1945). Генерал-майор инженерных войск (1952), кандидат технических наук (1965). Заслуженный строитель УССР (1963). Почётный железнодорожник.

 

Родился в Вознесенске, в еврейской семье служащего. Окончил в 1929 году в Одессе судостроительное училище и поступил в Одесский строительный институт. После его окончания в 1933 году, был распределён в Донецк, где работал начальником службы городских железных дорог, как называлось тогда трамвайное управление. Был призван в Красную Армию, но отслужил только год и после демобилизации поступил на работу в Киевский трест гидротехнических работ. Прошёл путь от проектировщика до начальника строительства первой очереди Днепровской набережной.

В 1938 году он был назначен начальником строительства подводного тоннеля через Днепр. Тоннель планировался как стратегический объект и инициатором его сооружения был сам Сталин. Тоннель до войны достроить не успели, и с её началом все сооружения были взорваны, а построенная часть тоннеля – затоплена.

В июле 1941 года военинженер 3 ранга (капитан) в запасе Баренбойм был мобилизован и назначен командиром мостовосстановительного отряда. В годы войны был начальником мостоотряда №2 НКПС, который действовал в полосе Южного и Юго-Западного фронтов в составе Управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР-3). В 1942 году мостоотряд в кратчайшие сроки восстановил мост через реку Оскол, затем – паромную ж.д. переправу в Астрахани. В январе 1943 году мостоотряд выполнил приказ Государственного Комитета обороны (ГКО) о восстановлении ж.д. моста через Дон у хутора Ложки. В ходе Курской битвы была восстановлена магистраль Белгород – Харьков, в т.ч.взорванный мост через реку Лопать.
В сентябре 1943 года мостоотряд №2 в считанные дни восстановил мост через реку Ворксла у Полтавы.
Указом Президиума ВС СССР от 5 ноября 1943 года “за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени” полковнику технических войск Исааку Юлисовичу Баренбойму присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В ноябре 1943 года получил приказ соорудить в 20-дневный срок ж.д. мост через Днепр. Мост длиной 1059 метров был построен за 13 суток (мировой рекорд). Представлен командующим фронтом генералом армии Ватутиным ко 2-й Звезде Героя Соц. Труда, но из-за его гибели награду не получил. Затем мостоотряд №2 участвовал в сооружении высоководного Дарницкого и Подольского ж.д. мостов через Днепр.
В годы войны под руководством И. Баренбойма введено в строй 39 мостов и переправ через Волгу в районе Сталинграда, через Оскол, Лопать, Дон, Днепр, Северский Донец, Днестр; их общая длина – несколько тысяч километров. На этих работах во всей полноте проявились большие организаторские способности и высокая инженерная квалификация И. Ю. Баренбойма. Мосты и переправы, необходимые для Красной Армии, восстанавливались в кратчайшие сроки при высоком качестве строительно-монтажных работ. Теперь нужен допуск сро для продвижения карьеры. Мостовосстановительный отряд подвергался неоднократным атакам противника, стремившегося сорвать восстановительные работы. Личный пример мужества командира отряда воодушевлял бойцов и командиров на самоотверженный труд. Все задания командования фронтов по восстановлению железнодорожных мостов выполнялись в срок или досрочно.
После Победы полковник И.Ю. Баренбойм был демобилизован и вернулся в Киев, зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. Ему присвоено специальное персональное звание “генерал-директора пути и строительства II ранга” (1945 г.), 22 февраля 1952 года звание генерал-майора инженерных войск.
В 1946 году назначен управляющим строительством Дарницкого железно-дорожного моста в Киеве, где им впервые применён метод “слепых” гидронамывочных работ.
Далее руководил “Мостотрестом-2”, Киевметростроем.
С 1950 года до конца жизни – управляющий “Мостотрестом-1”, превратил организацию в крупнейшую в СССР.
Им создана школа мостостроителей, получившая мировое признание.
Руководил строительством уникального цельносварного моста имени академика Е.О.Патона, 1543 метра, ещё трёх железнодорожных и одного метромоста через Днепр.
Пешеходный мост, Рыбальский, Венецианский, Русановский, а также Метромост. Построенный под его руководством Московский мост имел подвесной пролёт 300 м. Он также вёл строительство второго яруса Республиканского стадиона
“Мостотрест-1” под руководством Баренбойма соорудил около 3 тыс. искусственных сооружений (железнодорожные и автомобильные мосты: в Днепропетровске, Николаеве, Одессе, Запорожье, Сумах, Черновцах.., за рубежом – в Варшаве, Братиславе.., путепроводы, подземные переходы, транспортные многоуровневые развязки и т.д.).
В 1978 году коллектив южноукраинского участка монтажного отряда №2 треста «Мостострой» приступил к сооружению мостового перехода через Ташлыкское водохранилище на строительстве Южно-Украинской АЭС. Руководитель «Мостостроя» И.Ю.Баренбойм неоднократно приезжал на строительную площадку и посещал  г. Вознесенск, где жили его родители и где прошли его детские годы.
Исаак Баренбойм  – автор проекта по укреплению правого берега Днепра в Киеве, руководитель строительства второго яруса Республиканского стадиона, музея Ленина (нынешний Украинский дом) и множества других известных сооружений столицы Украины и соцстран.
Баренбойм внёс вклад в разработку теоретических основ мостостроения, автор научных трудов, монографий, изобретений, проекта укрепления правого берега Днепра.
Многие годы – депутат Киевского городского совета.
Баренбойм был женат, имел дочь. Со своей женой он познакомился ещё во время учёбы в Одесском строительном институте. Вместе они прожили 50 лет.
Родина высоко оценила заслуги И. Ю. Баренбойма. В 1943 году “за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени” ему было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”. Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Тремя Орденами Отечественной войны, Орденом Красной звезды и рядом медалей. Министерством путей сообщения ему присвоено звание Генерал-директора пути и строительства 3-го ранга. И. Ю. Баренбойму были присвоены почетные звания “Заслуженный строитель УССР”, “Заслуженный транспортный строитель”, а также “Почетный железнодорожник”.
И. Ю. Баренбойм скоропостижно скончался   27 августа 1984 году в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище, где установлен бронзовый бюст.
Материалы о жизни и деятельности представлены в Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941-1945 в г. Киеве.
Его именем названа одна из улиц столицы, где сейчас располагаются мостоотряды №2 и №7, находится вблизи сооружений, возведенных под руководством выдающегося мостостроителя.
К 100-летию И.Ю.Баренбойма, по инициативе Дмитрия Червинского,  выпущен почтовый конверт и осуществлено его спецгашение, а на здании треста Мостострой, ныне ПАО “Мостобуд”, на улице Паньковская, 5, установлена мемориальная доска (на фото).
/Новый город.
При подготовке к печати использованы материалы интернет-сайтов: calendar.interesniy.kiev.ua,
www.kyda.kiev.ua

 

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons