На Пасху помещики угощали крестьян «до упаду»

В старину на Руси Пасха всегда имела универсальный и всеобъемлющий характер. Не был исключением в этом и наш, южный край. По старорусской традиции, в деревнях крестьяне вместе со священниками, с иконами и крестами в Светлое Христово Воскресение отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, чтобы благословить будущий урожай. Также по народному поверью, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают злых и жадных. Поэтому от Христова Воскресения до следующего воскресенья – наши цари и царицы в старину посвящали молитвам и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней. В Пасху принято прощать обиды и мириться даже врагам.
Народное празднование Пасхи дополняло празднование церковное. Радостно и весело было всю пасхальную неделю: праздничные дни были наполнены различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Бывало, чего греха таить, люди чересчур «расслаблялись» в Пасху. Однако и в этом случае  их можно понять: вслед за праздником наступали тяжелые рабочие будни, особенно в сельской местности.
На всенощную службу к Вознесенскому собору собирались семьями жители города и предместий. Так, по информации в Херсонскую епархию Благочинного Вознесенского округа Елисаветградского уезда священника Андрея Александровича Пасхалова, в 1901 году на празднование Светлого Воскресения, помимо большого количества пеших, прибыло более ста семей на возах из предместий Вознесенска – Бугского, Дальних Лагерей, Болгарки. Если «безлошадные» несли к храму освятить корзинки с продуктами, то возы могли быть почти доверху заполненными съестным – пасками, крашанками, колбасами, фаршированными поросятами. Часто привозили освятить и спиртное. Обязательно брали с собой соль – освященную ее добавляли в корм домашнему скоту, в зерно для сева, иногда сыпали в обувь от «дурного глаза». Освященных продуктов хватало на целую неделю.
После литургии все спешили домой разговляться. Однако сначала нужно было всем членам семьи умыться. В большую глиняную миску мать наливала воду, на дно клала три освященные крашанки. Девушки умывались первыми, затем парни, мать и отец. После каждого воду меняли, но крашанки оставались те же. Их потом отдавали дочерям, чтобы  всегда были красивыми.
Затем начинался собственно обряд разговления. После молитвы хозяин дома брал в руки тарелку с паской и яйцами и трижды обходил стол. Затем разрезал несколько крашанок и передавал по кусочку яйца каждому члену семьи со словами: «Дай, Боже, еще и на тот год дождаться светлого праздника, Воскресения Христового в счастье и здоровье!». Кушали сначала яйца, паски, а затем мясное.
После столь раннего завтрака-разговления и всенощной службы в церкви, взрослые, обычно, ложились отдыхать, а молодежь на улице устраивала праздничные развлечения. На следующий день, в Светлый понедельник, по давней традиции ходили в гости. Дети ходили «христосоваться» и получали в каждом доме по крашанке, проведывали своих крестных родителей, одаривая их пасками и крашанками.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons