На жизненных перекрестках

1 апреля – Международный день узников фашистских лагерей.

За годы Великой Отечественной войны в фашистскую Германию и сопредельную Польшу было угнано свыше 300 тыс. чел. Многие из них не вернулись домой.

Она была угнана в Германию.

Ту, которая среди многих других тоже в годы ВОВ была угнана в Германию, автор этих строк хорошо знал, так как многие годы с ней в 70-е и 80-е годы работал в мехколонне №1 Дорстройтреста Одесской ж.д. (сейчас ПМС “Вознесенск”).

Родилась Раиса Фёдоровна 14 июля 1927 г. в Новоукраинке Кировоградской обл.

В Германии.

Перед Великой Отечественной войной Рая с родителями проживала в Смоленской области. Оттуда её со старшим братом Григорием, когда фашисты оккупировали эту область, насильно погрузили в вагоны-теплушки и отправили на принудительные работы в Германию. В г. Марбург она с братом рассталась – Гришу повезли дальше, а Рая с 19 июля 1942 г. работала в сельскохозяйственном предприятии Йозефа Барта в Нанц – Виллерсхаузене: как она работала и жила там – рассказала из слов матери её дочь Людмила Григорьевна Волкович.

Поднимались они в 5.30 утра, завтракали и обедали за одним столом, потом – работа по дому и на сельскохозяйственных работах. Немцы – пунктуальные люди, и на Р. Ф. Коваленко (девичья фамилия) велась рабочая карта №4864.  После Победы стал вопрос о возращении на родину всех насильно угнанных в Германию. Хозяйка просила остаться и не хотела отпускать девушку.

На Украине.

После войны волею судьбы Рая оказалась в Вознесенске. Устроилась на работу в СМК-35 Дорстроя, которую в то время возглавлял Недзельский В. И.

Вместе с другими восстанавливала разрушенное  войной народное хозяйство. В совершенстве освоила профессию штукатура-маляра, впоследствии была назначена бригадиром отделочников.

В 1954 г. по призову партии и правительства почти два миллиона добровольцев поехали осваевать целинные и залежные земли. Среди них была и Раиса Фёдоровна, в числе 35 посланцев СМК-35. На целине жили в двухосных вагонах-теплушках. В группе были плотники, каменщики, штукатуры, мотористы, путейцы, разнорабочие.

За два года построили два разьезда: Журавлиный на Южно-Уральской ж.д. и Зелёный на Западно-Сибирской ж.д.   А это – новый вокзал и четырёхквартирные жилые дома со всеми хозяйственными постройками, станционные пути и перроны. С большим уважением относилось к первоцелинникам местное население. Оно оказывало посланцам всех республик СССР всяческую помощь.

После окончания командировки, осенью 1955 г. группа строителей возвратилась домой.   На Одесской ж.д. Раиса Фёдоровна трудилась на капитальном ремонте Вознесенского вокзала, строительстве жилых домов для железнодорожников, базы отстоя туристических поездов на ст. Куяльник (Одесса-Восточная) и многих других объектов. В трудовой книжке – одни грамоты и благодарности.

Она награждена медалью “За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина”, знаком “Победитель социалистического соревнования 1973 года”, орденом “Знак Почёта”, её имя много раз заносилось на доски почёта Дорстройтреста и МК-1 Одесской ж.д., а в 1972 г. она удостоена звания “Ударник коммунистического труда”, пользовалась заслуженным авторитетом   в коллективе. Общий трудовой стаж Р.Ф. Коваленко – 47 лет.

Письмо из Германии.

Уже находясь на заслуженном отдыхе, Раиса Федоровна из Гессенского государственного архива в г. Марбурге получила письмо от 18 апреля 2001 г., согласно которому, она, как бывшая работница на принудительных работах в Германии в период Великой Отечественной войны, получила компенсацию.

С мужем Григорием Тимофеевичем они воспитали двоих детей. муж умер раньше, а Раисы Федоровны не стало в 2002 г. Внуков они дождались, а правнука  уже не довелось увидеть.

Вот таковы зигзаги судьбы Раисы Федоровны Коваленко, обыкновенной труженицы бывшей великой страны, которая раньше называлась СССР.

В. Збрыщак, ветеран труда, внештатный корреспондент газеты “Чорноморський гудок”.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons