Он восстанавливал дорогу из руин

Вознесенской  ж. д. – 100 лет. Уже стало традицией, что “Новый город” открывает своим читателям все новые и новые страницы истории Вознесенска. Причем многие из этих материалов единственные в своем роде; они, хотя и опираются в чем-то на известные литературные источники, в основном построены на свидетельствах потомков наших героев, на уникальных документах и фотографиях.

Особое место в публикациях нашей газеты занимают статьи по истории железной дороги в Вознесенске. Тем более, что эта тема нашла живой отклик в сердцах многих горожан, которые приходят в редакцию, чтобы поделиться своими воспоминаниями, рассказывают о далеких уже событиях, давая тем самым материал для новых статей.

Герой нашего нынешнего рассказа – Александр Федорович Ястребов, человек, положивший немало сил на восстановление разрушенной железной дороги и станций нашего района. О судьбе своего отца поведал наш земляк Борис Ястребов.
Александр Федорович Ястребов родился 26 апреля 1901 года в деревне Митюки Стодолищенского района Смоленской области в многодетной семье рабочих. Жизнь была трудной, надо было добывать хлеб насущный, и Александр начинает трудиться на подсобных работах. А уже в 1917 году, 16-летним пареньком, он становится ремонтным рабочим 5-го участка службы пути Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, станция Смоленск. Работу на железнодорожном транспорте удается совмещать с учебой. В 1926-м Александр оканчивает Смоленскую школу взрослых повышенного типа с трехлетним курсом обучения Московско-Белорусско-Балтийской ЖД.
В 1931 г. А. Ястребов, как лучший бригадир службы пути, направляется на учебу в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта им. Сталина. Успешно оканчивает это учебное заведение (путейский факультет) в августе 1936 г. и получает специальность инженер-строитель железной дороги и сооружений. Практически сразу же Александру Федоровичу выдали направление на ст. Шумиха Южно-Уральской ЖД, где он стал заместителем начальника 8-й дистанции службы пути.
В 1938-м – он уже начальник 11-й дистанции службы пути Южно-Уральской ЖД, ст. Синарская., в 1940-м – начальник 3-й дистанции пути ст. Бердяши.
Война застала Александра Ястребова на Урале. Начальство дало высокую оценку деятельности опытного путейца в те нелегкие для всей страны годы. Вот цитата из характеристики, составленной уже в Вознесенске (ок. 1946 г.) для представления к награде значком “Почетный железнодорожник”: “В дни Отечественной войны проявил себя как преданный командир и коммунист, за что Указом Президиума Верховного Совета награжден медалью за доблестный труд в дни Отечественной войны”.
В 1943 г. Александр Ястребов получил звание инженера-майора и должность линейного помощни- ка начальника сл. Пути Юж.-Уральской ЖД. Кроме всего прочего, ему не чужда была и творческая, изобретательская деятельность. В 1944 г. А. Ястребов изобрел так называемый “катучий шаблон” для проверки состояния пути, который значительно улучшил и облегчил труд дорожного мастера и сократил затраты рабочего времени, кроме того, дал экономию 184 тыс. рублей в месяц. За это изобретение, а также за отличную работу и творческий подход к делу, в апреле 1944 г. приказом начальника службы пути Южно-Уральской ЖД линейный помощник Ястребов был награжден значком “Отличный путеец” и премирован месячным окладом.
В 1944 году Александр Ястребов был командирован в Украину, на Одесскую железную дорогу, сильно пострадавшую в боях Великой Отечественной войны. Одесское руководство направило опытного железнодорожника в Вознесенск, освобожденный в марте 1944 г. А уже в апреле того же года Александр Федорович приехал в наш город, забрал сюда семью. А. Ястребов был назначен заместителем начальника Вознесенской дистанции пути (судя по документам, начальником был некто Ковтуненко), принимал самое активное участие в восстановлении железнодорожных путей и практически разрушенного моста через Южный Буг. С его помощью вознесенский участок железной дороги за короткое время был приведен в отличное состояние. В вышеупомянутой служебной характеристике 1946-го года, в частности, указывается: “Работая в должности заместителя начальника 18-й дистанции пути Одесской ж. д., смог за короткое время, временно восстановленный дорожный путь привести в отличное состояние. Проходом путеизмерительного вагона путь на дистанции (вознесенской – прим авт.) впервые получил высокую оценку.”
А. Ястребов был награжден: значками “Отличный путеец” и “Ударник сталинского призыва”, медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и, чуть позже, значком “Почетный железнодорожник”.
Жизнь Александра Федоровича оборвалась рано, когда ему было всего 45 лет. При таком напряженном темпе, когда работы по ремонту моста через Южный Буг велись круглосуточно, нелегко приходилось даже самым выносливым. Александр Ястребов сильно простудился и после непродолжительной болезни умер 12 июля 1946 г.
Остались без отца трое сыновей – Виктор, Борис и Юрий. Жена Александра Федоровича, Мария Тихоновна, в 1936 году работавшая в московской газете “Большевистский путь” и одновременно уполномоченной по печати при Управлении Западной железной дороги, устроилась дежурной на Мертвоводский железнодорожный мост. Виктор и Борис начало своего трудового пути тоже связали с железной дорогой: старший брат, Виктор, после отличного окончания школы №23 в 1946 г., устроился в мостовую бригаду ПЧ-18, где и проработал до ухода в армию. Средний брат, Борис, с 1954 по 1960 г. работал в Вознесенской дистанции сигнализации и связи Одесской ЖД, потом стал связистом, долгие годы работал ведущим электромехаником на радиорелейной ретрансляционной станции (РРС Вознесенск).
   Юлия Кондратюк

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons