Путь, длиною в 50 лет

В январе 2013 года исполнилось 50 лет со дня создания в Вознесенске механизированной колонны №1 Дорстройтреста Одесской железной дороги. Необходимость создания механизированного подразделения обуславливалась высокими темпами развития технического состояния и инфраструктуры всего железнодорожного хозяйства. В 60-е годы минувшего столетия на смену паровозной тяге пришли мощные тепловозы и электровозы, которые вели за собой длинные тяжелые составы с различными грузами. Чтобы обеспечить эффективное использование нового подвижного состава, необходимо было расширять существующие станции, строить вторые железнодорожные пути, вокзалы, мастерские, депо, обеспечивать работников отрасли современным жильем, детскими садами…

И все это на протяженности всей Одесско-Кишиневской железной дороги, а это только по Украине 6 областей, возлагалось на вознесенское новое предприятие.Механизированная колонна №1 Дорстройтреста Одесско – Кишиневской  железной дороги создана в январе 1963 года соответствующими декабрьскими приказами 1962 года начальника железной дороги В.И. Козенко и начальника Дорстройтреста Ф. С. Самойлюка на базе центрального строительного двора станции Вознесенск. На предоставленной для создания механизированной базы территории в 60-х годах прошлого столетия еще сохранились старые деревянные постройки. Буквально за несколько лет здесь появились современные, на то время, мастерские для ремонта тракторов и автомобилей, токарный, кузнечный, столярный и слесарный цеха, растворный узел, было построено административное здание мехколонны. Все новые сооружения были подключены к системе центрального отопления с котельной.

Важно отметить, что работы по созданию собственной базы успешно сочетались с выполнением главной задачи, поставленной перед коллективом, подготовки основания для строительства новых путей, инженерных сооружений и возведения объектов жилья и соцкультбыта для железнодорожников.

Заметным успехом для строителей стало возведение водонапорной башни на станции Рауховка, где применялся вертолет для монтажа верхнего бака. Здесь отличилась бригада строителей старшего мастера В.А. Рыжова. Благодаря общим усилиям, важный для железной дороги объект был сдан в эксплуатацию в 1970 году. В это же время бригада скреперистов, бульдозеристов, экскаваторщиков, водителей самосвалов успешно трудилась на подготовке основания для прокладки второго пути на перегоне Вознесенск – Ястребиново, выполняла работы на строительстве складских помещений на станции Николаев-сортировочная, и трудилась на возведении железнодорожного полотна на перегоне Подгородняя- Бандурка. За первое десятилетие своего существования строители мехколонны построили в Вознесенске два 8-квартирных жилых дома, детский ясли-сад на 140 детей, а также возвели повышенный путь на станции, крытую платформу и рампу на ст. Вознесенск. В этот период появился 16-квартирный жилой дом на ст. Ясная Зоря и 4-квартирный дом на ст. Плетенный Ташлык.

До создания мехколонны она называлась участок центральный стройдвор “Дорстройтреста”, а в январе 1963 года получила свое историческое название мехколонна №1 и место дислокации с официальным офисом на ст. Вознесенск. Начальником новообразованного подразделения был назначен И. С. Четверик. Иван Савельевич – первый руководитель мехколонны №1, формировал коллектив, подбирал руководящий состав. Человек светлой судьбы, сильной воли и чистого сердца, учитель, наставник, рационализатор, просто хороший человек. За достигнутые успехи в труде награждён  знаком “Почётному железнодорожнику”.

Службу главного механика возглавил Евгений Иванович Леоненко. Вознесенец. Родился в Ястребиново, учился в школе механизации, работал в мостостроительном отряде и в строительно-монтажной конторе №35 Одесской железной дороги. Снова учился. После окончания Могилевской технической школы, вернулся в Дорстройтрест на должность автомеханика, а через несколько лет возглавил техническую службу мехколонны №1.

Строительным мастером нового подразделения в составе Дорстройтреста был назначен В. А. Рыжов. Василий Андреевич – участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны. После окончания срочной службы в Красной Армии в 1940 году переехал на новое место жительства в Вознесенск. Работал на восстановительном поезде, который курсировал по всему Советскому Союзу. Во время войны, с  июня 1941 года по май 1945 года, служил радистом в Сталинградской флотили, был ранен. За участие в боевых действиях награжден орденом Красной  звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», 4-мя почетными грамотами Верховного главнокомандующего, генералиссимуса И.В. Сталина.

После демобилизации вернулся к мирному труду на восстановительном поезде, а с создания мехколонны №1 получил новое назначение, сначала в должности плотника, а затем – строительного мастера. Под руководством В.А. Рыжова построено много промышленных и социальных объектов.

***

Коллектив мехколонны был сформирован в течение первых месяцев 1963 года. А уже в марте механизаторы работали на строительстве земляного основания второго пути на участке Рауховка – Березовка. Трудились здесь экскаваторщик Погодин Григорий Филиппович, водители Бытко Евгений Евгеньевич, Бузилов Анатолий Федорович, Матлаш Виктор Иванович, Заграенко Владимир, скреперисты Кручков Владимир Григорьевич и Русских Николай Александрович. К сожалению, все они уже покойные…

Вспоминает председатель совета ветеранов труда ПМС ст. Вознесенск Василий Иосифович Черевко:

– В январе 1964 года нас, троих скреперистов, с техникой  отправили на новый объект в Молдавию. Кроме меня в бригаде были Иван Мельник и Александр Солёный. Морозы тогда были небольшие и мы сразу приступили к работе. В марте к нам присоединился экскаваторщик Николай Степанович Скакодуб и бригада водителей: Червоный Олег, Заграенко Владимир, Четвергов Владимир, Николенко Андрей, Волковицкий Анатолий, Иванов Иван Семеновыч, Бузилов Анатолий, Проворный Александр. Наш дружный коллектив работал под руководством прораба Владимира Афанасьевича Полищука и мастера Алексея Алексеевича Литуна. Все лето у нас была напряженная трудовая вахта: продолжительность рабочего дня – пока светит солнце, свидание с семьей на три дня – один раз в месяц. Несмотря на многие проблемы в организации труда, свою работу мы закончили досрочно, в конце ноября.

На следующий год коллектив мехколонны получил задание на выполнение земляных работ на перегоне Гоноровка – Попелюха. Работали практически прежним составом с включением в бригаду бульдозериста Евгения Сырицы. Более года мы трудились на подготовке основания для переноса путей и в соответствии с графиком передали объект своим смежникам.

После этого объекта нас ожидала еще более сложная работа. Наша мехколонна получила задание на подготовку земляного основания под вторые железнодорожные пути на станции Сербка. К прибытию бригады здесь уже трудился экскаваторщик Григорий Филиппович Погодин. Для сооружения второго пути на перегоне Сербка – Мариново привлекался автотранспорт одесского строительного треста.

***

После Сербки скреперистов определили в отдельное звено и командировали в Одессу для выполнения подготовительных земляных работ на станции Дачная. Работал  дружный коллектив, что называется, не покладая рук. Руководство отмечало скреперистов Ивана Михайловича Мельника, Анатолия Макаровича Пустового и Николая Александровича Русских, бульдозериста Александра Петровича Жабаева.

После Одессы механизаторов и водителей командировали на ст. Измаил, где пришлось делать отсыпку контрбанкета. Бригада трудилась под руководством мастера Виктора Евгеньевича Есаула. Этот объект оказался довольно тяжелым и справились вознесенцы с объемом запланированных работ за полгода.

– Далее наш путь лежал в село Субботцы под Знаменкой, где предстояло участвовать в реконструкции подъездных путей на заводе железобетонных опор нашего треста, – продолжает рассказ В.И. Черевко. – После Субботцев новый объект – строительство второго пути в районе сооружения Южноукраинской атомной электростанции. Нам предстояло проложить второй путь в сторону станции Кавуны. Работали на бывшем Константиновском разъезде, сейчас там железнодорожная станция Южноукраинская.

За время работы в мехколонне №1 пришлось трудиться в составе бригады на сооружении второго пути на перегоне Чернолеска – Кучеровка – там 16-километровый участок, сплошные насыпи и выямки. Работали все лето и с заданием справились, а также участвовал в сооружении земляного основания для железнодорожных путей в Одессе, Конецполе, Каменном мосту, Подгородняя Первомайского района, на многих станциях Кировоградской, а также в Николаевской областей.

Запомнился период работы по перешивке узкой колии железной дороги на стандартную в Кировоградской области. В сложных условиях выполнили земляные работы на 12 перегонах общей протяженностью 174 км. Вместе со мной на объекте работали Скакодуб Николай Степанович, Пустовой Анатолий Макарович, Жабаев Александр Петрович, Русских Николай Александрович, бульдозерист Романенко Михаил Николаевич. Мы работали на прицепных скреперах ёмкостью ковша 6 кубов. Машины уже свое отслужили и часто ломались. Поэтому мы за сезон, а это летний период, сделали только первый перегон, на следующий год – второй. Руководство дороги решило, что такими темпами перешивка пути будет вестись долго и приняло решение обновить подвижный состав нашей мехколонны. Таким образом, на смену старым прицепным скреперам пришли новые самоходные автоскрепера с ковшом 8 кубов и скорость которых на линии достигала 40 км в час, что в пять раз превышает скорость движения прицепных машин. Тогда на новые автоскрепера пересели водители Рогоженар Леонид, Кабанов Анатолий, Жабаев Александр Петрович, Жабаев Александр Александрович… И работа пошла намного быстрее.

После перешивки пришлось работать на ст. Тальное-Дашуковка-Сотнике-Знаменка-Александрия и по два раза в Молдавии, на ст.Кайнаре. В бригаде автоскреперистов на толкаче работал замечательный человек, участник боевых действий во время Великой Отечественной войны Косогоров Николай Григорьевич. Ему цены нет, несмотря на свой возраст, он всегда был первым, нам очень жаль было, когда он уходил на заслуженный отдых. На место Косогорова пришел Проворный Александр Андреевич, у которого никогда не было сбоя в работе, он быстро обеспечивал погрузку автоскреперов. Мехколонна №1 выполняла огромный объем работы в Одессе, на станции Дачная, там прокладывали железнодорожную ветку к заводу стройматериалов.

Значительный вклад мехколонны №1 Дорстройтреста Одесской железной дороги и в развитие сети транспортных сообщений в городе Вознесенске и в Вознесенском районе. В свое время были построены подъездные пути на мясокомбинат и на кожевенный завод. Здесь  сложное дорожное хозяйство содержится в хорошем состоянии, отремонтирован железнодорожный вокзал, планомерно улучшается инфраструктура.

***

Чтобы помнили всегда…Немало хороших дел у Совета ветеранов железнодорожных организаций ст.Вознесенск, которым руководит ее председатель Черевко Василий Иосифович (на фото), много лет проработавший машинистом скрепера в тогда еще мехколонне №1 Дорстройтреста Одесской железной дороги, сейчас – это ПМС «Вознесенск», служба пути. Василий Иосифович ушел на пенсию в 1995 году. За свой напряженный труд в Дорстройтресте награждён орденом “Трудовая слава” 3 степени и медалью “За доблесный труд”. И словом, и делом он доходил до каждого ветерана железнодорожного транспорта, каждому скажет тёплое слово, даст совет, если надо – не постесняется обратиться за помощью к руководству дороги.
В марте 2002 года, по инициативе В. И. Черевко, при поддержке начальника ПМС Владимира Павловича Тетерича, председателя профкома Бобовского Владимира Николаевича,  создана Книга памяти путевой машинной станции “Вознесенск”.
В Книге памяти много добрых слов сказано в адрес ветеранов, бывших руководителей и рядовых тружеников, которые своими руками творили славную историю организации, где трудились сотни вознесенцев.
Среди них Иван Савельевич Четверик – первый руководитель. Он создал коллектив, который на протяжении 50 лет достойно выполняет порученные задания и верен своему главному предназначению – обеспечить надежную эксплуатацию подвижного состава и создать хорошие условия для людей.
Под стать ему Евгений Иванович Леоненко – первый главный механик, удостоенный знака “Почётному железнодорожнику”, Борис Михайлович Заславский – первый строительный мастер; Владимир Афанасьевич Полещук – инспектор по кадрам; Василий Андреевич Рыжов, Николай Маркович Зеремба, Петр Тимофеевич Нарыжный – строймастера со стажем более 25 лет каждый; Григорий Филиппович Погодин – экскаваторщик; Иван Сергеевич Швайков – плотник-столяр; Игнат Федотович Сыриця – электросварщик; Иван Сергеевич Швайков – плотник-столяр; Петр Константинович Кучеренко – водитель, потом – линейный механик; Николай Петрович Ткаченко – водитель; Сергей Викторович Махарь – автоэлектрослесарь; Александр Маркович Чекаль – кузнец и многие другие. Большинство из них награждены знаками “Ударник пятилетки”, медалями.
За первой инициативой Совета ветеранов последовала вторая. Ко дню 60-летия Победы в Великой Отечественной войне создана и книга памяти железнодорожных организаций ст. Вознесенск, в которую занесены ветераны боевой и трудовой славы. Среди них: бывший начальник ст. Вознесенск  Леонид Иосифович Быковский, награждёний орденом Ленина и знаком “Почётному железнодорожнику”; имеет боевые награды; бывший начальник организации «Бугвода» Владимир Павлович Ильинцев, награжденный боевыми наградами и знаком “Почетному железнодорожнику”; бывший старший дорожный мастер Вознесенской династии пути Иван Никифорович Литвинов, награжденный боевыми наградами, знаком “Ударник ІХ пятилетки” и многие другие. В настоящее время эта книга передана на хранение в Вознесенский историко-краеведческий музей.
В. Збрыщак, внештатный корреспондент газеты «Чорноморський гудок»

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons