Путь к профессии или Становление железнодорожника – через тендер паровоза

Монолог человека о далёком времени

Как-то в разговоре с корреспондентом газеты “Черноморский гудок” П. Б. Яроцким последний сказал мне, что я немало проработал на железнодорожном транспорте и наверняка мог бы написать интересные воспоминания. Ну, многое писать я уже не собираюсь, а как своему наставнику, я могу рассказать такое, что можно только ахать. Я собрался с мыслями и выдал на-гора своё становление железнодорожником…

Моя мечта…

Это было давно, ещё в 7-м классе, когда к нам в Доманёвскую среднюю школу пришел десант из двух студентов из железнодорожного института и начал агитировать после окончания десятилетки выбрать профессию железнодорожника. Мне предложение их понравилось и в 1953 г. я сделал свой окончательный выбор, хотя мама хотела, чтобы я учился на синоптика или ветеринарного врача (мы тогда жили в доме на территории ветлечебницы), а папа – пойти в военное училище. Вот тогда я им сказал о своём выборе – железная дорога всегда тянула меня к себе.

Путь в Днепропетровск

Все наши одноклассники рванули поступать кто куда в Одессу, а мы вдвоём с Литовченком Николаем – в Днепропетровск: он в горный институт, а я – в ДИИТ.

В конце июля нас родители посадили на попутную бортовую машину (автобусы тогда не ходили) и в кузове мы к вечеру приехали на ст. Вознесенск. Тогда через Днепропетровск ходил один поезд №134 сообщением Одесса-Ростов и отправлялся он из Вознесенска около 4-х часов ночи. И каково нам было, когда на него не было свободных мест и многие пассажиры в том числе и мы остались ждать ещё одни сутки.

На следующий день мы всей гурьбой зашли к начальнику вокзала и стали просить как-то на этот раз нас отправить. При нас он вызвал Одессу и попросил прицепить дополнительный вагон.

Не знаем – дали дополнительный вагон или нет, но на доске о наличии свободных мест дежурным было мелом написано: общих – 50, плацкартных – больше десятка. Мы благополучно взяли билет и к вечеру того же дня нас встретил Днепропетровский вокзал.

Из абитуриента – в студенты

В школе хотя я и преуспевал, на вступительных экзаменах волновался. На строительный факультет, куда я написал заявление, был конкурс около двух человек на одно место. Сдавал 7 экзаменов, в т. ч. рисование и черчение. Набрал 28 балов из 30 возможных, проходные были 23, так что в списках был один из первых. Литовченко Николай так же стал студентом горного института.

На радостях перед 1 сентября решил поехать на недельку домой. Но не тут – то было. В Днепропетровске на обратный поезд с билетами такая проблема, как и в Вознесенске – мест нет. Решил до Пятихаток доехать пригородным, а там – авось, повезёт – назад не хотелось возвращаться. Как будущий железнодорожник, пошёл к локомотивной бригаде и объяснил ситуацию. Те показали мне на тендер паровоза, в те времена такой вариант, видимо, проходил. Кто-то из них помог мне с чемоданом, и вот я уже “пассажир” зайцем. Со мной подсел ещё один дяденька – постарше меня, в начале было вроде и неплохо на свежем воздухе, а потом стали надокучать мелкие пылинки угля, да ещё горячие, летящие за шиворот, но я рад был и такой езде – всё-таки уже студент ДИИТа. Кажется, в Александрии мой попутчик слез, а я как истинный (в будущем) железнодорожник, ехал до Знаменки, где меня “обрадовали”, что их смена закончилась и они, по моей просьбе, передали “в руки” другой бригаде на другом паровозе и я продолжил путь, тоже на тендере, до ст. Помошная. Там эта бригада (век не забуду её доброту) устроила в первый вагон и “негр” (иначе меня не назовёшь) доехал до Вознесенска. Так произошло становление будущего железнодорожника – через тендер паровоза. Когда я дома рассказывал эту невыдуманную историю своим одноклассникам, они не верили. В  юности были неудачи и трудности, но мы были счастливы.

Что было потом…

Пять лет учёбы в институте прошли быстро. И вот я с красным дипломом покидаю ставшим мне родным ДИИТ и Днепропетровской вокзал, студенческий коллектив и уехал на 5 лет на Северную жел. дорогу (Вологда), потом – Одесско-Кишинёвская жел. дорога (Знаменка – 7 лет, Вознесенск – 16 лет и последние 25 лет и 1 день – проектный институт “Одесжелдорпроект”). Общий стаж на железнодорожном транспорте – 58 лет. Прошли как одно мгновение. Есть что вспомнить – можно написать целые мемуары. Писать не буду, а вот расскажу один случай, когда единственный раз пришлось…

остановить поезд на перегоне

Это было 26 октября 2002 год, когда я с напарником, Куриным Виктором, на перегоне Кировоград – Канатово выполняли изыскательные работы по полосе отвода дороги.

На 298 км макет 2 (нечётный главный путь) на правой нитке по уходу километров мы обнаружили разрыв рельсовой нитки – зазор в стыку около 70 мм при максимально допустимом 21 мм, а накладки держались только на 2-х болтах с одной стороны стыка, 2 других болта, видимо, любители лёгкой наживы забрали с собой. Я сразу, как путеец, оценил серьёзность ситуации с безопасностью движения поездов на аварийном участке и принял решение, а Виктор спрашивает:

– Что же будем делать, Валерий Иванович?

Говорю: Останавливать поезд!

– Как? – говорит Виктор

Было около 13 часов. Я размахиваю сигнальным жилетом впереди, он – за мной, в сторону ожидаемого поезда, а вскоре со стороны Канатово показался поезд. Остановили, в кабине машиниста объяснил причину остановки. Там связали меня по локомотивной радиосвязи с ДСП по ст. Канатово. Я представился помощником дорожного ревизора по безопасности по подъездным путям на общественных началах (тогда был Минка А.Н.), объяснил об опасном месте, которое при установленной на дороге скорости могло стать причиной возможного крушения поезда, дежурная, возможно, подключила к разговору начальника станции и тот спросил, можно ли на перегоне не оставлять грузовой поезд и как-то доехать до Кировограда.

Я ответил, что опасное место можно проследовать со скоростью не более 25 км/час, но остальным поездам – только после приведения стыка в надлежащее состояние путейцами. Машинист получил разрешение и поезд благополучно проследовал опасное место.

Я всё зафиксировал в свой рабочий дневник, помня, что самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти.

Ещё немного…

С 1 января 2012 года я окончательно ушёл на заслуженный отдых, но не терял связи с дорогой, т.к. после своей первой заметки 19 мая 1966 г. стал внештатным корреспондентом газеты “Ч.Гудок” и с того времени у меня в активе 163 малых и больших заметок и статей в моей любимой газете, в которой я популяризую профессию железнодорожника – людей, которые приводят в движение громадный транспортный конвеер страны, которая называлась СССР (теперь уже бывшего), которую И. В. Сталин называл великой железнодорожной державой.

В. Збрыщак,  ветеран труда ж.д. транспорта, внештатный корреспондент газеты «Черноморский гудок». На снимке: Н. Литовченко и В. Збрыщак.Фото 17 апреля 1955 г.

 

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons