ПУТЕЙЦЫ

В коллективе Вознесенской ПЧ-13 хорошо известна фамилия Мартыненко. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: много лет в коллективе путейцев работал Иван Маркович Мартыненко, а затем ему на смену пришел сын Сергей. Иван Маркович родился в 1924 году в селе Мирополь, что на Кировоградщине, в крестьянской семье.

В конце 20-х-начале 30-х годов жизнь в селе была тяжелой, сказывались последствия “коренных преобразований” в сельском хозяйстве: уничтожение кооперативных товариществ, раскулачивание и насильственная запись в колхозы, тяжелые бытовые условия и постоянная нехватка продуктов привели к тому, что крестьяне массово уезжали в города в поисках работы.
Родители Ивана переехали на постоянное место жительства в Вознесенск. Здесь паренек закончил семилетку и в 1940 году, когда ему не исполнилось еще и 16-ти, поступил работать на железную дорогу, которая стала ему родной на всю жизнь. Начинал с разнорабочего. После освобождения Вознесенщины от немецко-фашистских захватчиков в марте 1944 года – Ивана Мартыненко назначают старшим путевым рабочим в бригаде, которая восстанавливала разрушенные мосты, трубы, железнодорожные пути. Инициативного, смышленого путейца руководство отправляет на курсы бригадиров пути, после окончания которых он возглавляет и умело руководит бригадой путейцев.
В послевоенные годы на железнодорожный транспорт начала поступать более  совершенная и производительная техника. На смену тяжелому ручному труду пришли путеукладчики. Работать на новой технике – значит знать ее досконально. Вот почему молодого и перспективного бригадира посылают учиться на ускоренные двухгодичные курсы Киевского техникума железнодорожного транспорта. После его окончания в 1953 году, Ивана Мартыненко вновь ждала родная стихия – путевое хозяйство. Сначала он трудится на должности дорожного мастера, затем старшего мастера по рельсовым путям, заместителя начальника дистанции пути.
Авторитет Ивана Марковича в родном ПЧ был очень высок. За дельным советом и помощью к нему всегда обращались молодые путейцы, зная, что “Маркович” всегда подскажет правильный и, что главное, самый простой выход из любой, на первый взгляд, безнадежной ситуации. Его фотография на протяжении многих лет находилась на Доске почета, а наград и поощрений за добросовестный многолетний труд – не счесть! Среди этих наград есть две медали за высокие показатели в работе по обеспечению безопасности движения поездов, медаль “Ветеран труда”, именные наручные часы, которые ему лично вручил начальник Одесской железной дороги.
Дело отца продолжил его сын Сергей. Еще в школе, в отличие от некоторых сверстников, он уже твердо знал, что выучится и пойдет работать на железную дорогу.  С 1983 года, после окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, Сергей Иванович Мартыненко трудится в Вознесенской дистанции пути. Из инженера технического отдела он вырос до заместителя начальника станции пути по искусственным сооружениям.
В коллективе об этом образованном, скромном и порядочном человеке – только положительные отзывы. За годы работы Мартыненко-младший стал автором нескольких рационализаторских предложений, которые с успехом применили на практике. Беспрецедентной по своим масштабам была замена опорных частей внеклассного железнодорожного моста через Ю. Буг в 2008 году – ее необходимо было сделать в связи с тем, что металлические опорные части, верой и правдой прослужившие 60 лет, требовали замены, ведь, как известно, и металл устает со временем… Подобную работу путейцы провели впервые не только на “Укрзалізниці”, но и  на всем постсоветском пространстве, а в подготовке расчетов и чертежей, практическом осуществлении задания, личное участие принял С. И. Мартыненко. Чтобы приподнять, а затем точно опустить на место 800-тонную махину моста и заменить его опорные части, использовали мощные гидравлические домкраты марки “Hess”. Расчеты были настолько точны, что отклонение  составило не более двух миллиметров!
В коллективе ПЧ-13 говорят, что на таких ответственных и добросовестных людях, как С. И. Мартыненко, и держится железная дорога.
Валерий Збрыщак,  внештатный корреспондент газеты «Чорноморський гудок», специально для «Нового города».

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons