Станция Вознесенск: cквозь призму столетия

В конце 1912 года из Одессы в Вознесенск пошли первые поезда, в 1913 году движение осуществлялось уже до Помошной. Еще через год была сдана в эксплуатацию линия Бахмач – Одесса и открылся прямой путь из Москвы до Одессы протяженностью почти 1320 км. Участок был однопутным, поэтому предусматривал пропускную способность 18 пар поездов в сутки, в т. ч., четырех пассажирских.

На станции Вознесенск был один главный и несколько приемо-отправочных путей, тракционные пути и поворотный круг с направлением на 8 стойл локомотивного депо, ремонтный путь вагонников, станционный путь с боновой рампой для погрузки в основном зерна, семян подсолнечника и другой сельскохозяйственной продукции. Для пассажиров было построено здание вокзала в нынешних его размерах.
Теперь приведем довоенные основные технические характеристики. Тяга по станции – паровозная, локомотивы типа “овечка”. Грузовые вагоны – в основном двухосные, иногда трехосные (до ВОВ). Нагрузка на ось – 16-17 тонн. Строчные переводы и сигналы (семафоры) для приема и отправления поездов управлялись по команде дежурного вручную, безопасность движения осуществлялась с помощью жезла, выдаваемого машинисту только с согласия дежурного соседней станции. Полезная длина приемо-отправочных путей не превышала 650 м.
Ширина колеи еще на заре строительства ж. д. в Российской империи была обоснована русскими учеными и составляла 6 футов (1 фут – 254 мм) или 1524 мм. Кстати, ширина западноевропейской колеи составляет 1435 мм. Скорость на главных путях не превышала 50 километров в час для пассажирских поездов и 40 – для грузовых.
А потом грянула Великая Отечественная война. Железная дорога претерпела большую разруху. После освобождения г. Вознесенска в марте 1944 года пути пришлось перешивать с 1435 мм на 1524 мм, восстанавливать разрушенный вокзал. В течении IV пятилетки (1946 – 1950 гг.) все было восстановлено и грузооборот достиг довоенного уровня.
В 60-70-х годах в сторону морских портов Черного моря и Западной Европы резко увеличился грузопоток. Однопутные участки с пропускной способностью до 24 пар поездов в сутки не справлялись с транспортным потоком. Тогда МПС (Министерство путей сообщения) приняло курс на строительство вторых путей и двухпутных электрофицированных вставок, с удлинением приемо-отправочных путей до 850 м и внедрение ЭЦ (электрической централизации), стрелок и сигналов с единого пульта управления, находящегося у дежурного по станции. Для этого в начале 60-х гг на ст. Вознесенск было построено трехэтажное здание поста ЭЦ.
Подробнее о…
Среди множества вторых путей на участке Помошная – Одесса хотелось бы подробнее остановиться на двух, сооруженных на станции Вознесенск и в пределах Вознесенского района. Интересная история произошла в начале 70-х годов, когда между станциями Вознесенск и Мартыновка началось строительство двухпутной вставки. Здесь до этого находились разъезды Ястребиново и Молдавка. На первом затяжном подъеме в сторону Молдавки постоянно дежурил толкач (паровоз, потом тепловоз). В этом месте железная дорога делала вправо большую дугу, в середине которой и находилось село Молдавка.
Группа инженеров Одесской ж. д., среди которых был и однокашник по ДИИТСу одного из авторов этих строк, В. Д. Семениченко, внесла предложение – сразу два пути от 1145 км до 1154 км пустить напрямую, а оставшийся далеко справа разъезд Молдавка оставить для истории (к слову сказать, многие железнодорожники, особенно молодые, и не знают, что он существовал). Несмотря на значительный дополнительный объем земляных работ в глубокой выемке, за счет сокращения эксплуатационных расходов в будущем (срок окупаемости не больше 8 лет), МПС СССР приняло это предложение.
Путь от Москвы до Одессы через Вознесенск по железной дороге оказался короче прежнего почти на 3 км. На этом месте оказалось несколько “резаных” километров, о чем свидетельствует на двухпутной вставке километровый столб 1150 – 1153, а разъезд Ястребиново исчез и вместо него осталась только низкая пассажирская платформа с тем же названием.
Не менее интересная история произошла в середине 80-х годов при строительстве второго пути на перегоне Александровка – Вознесенск. На 1131 км исчез охраняемый переезд, а на 1130 км появилась путепроводная развязка в разных уровнях, обеспечившая 100% безопасность движения поездов и автомобильного транспорта. Кроме того, на ст. Вознесенск планировалось строительство подземного пешеходного перехода (кстати, автор проекта ГПИ “Одесжелдорпроект” – наш земляк Н. Агарков). Стоимость перехода была около 300 тыс. рублей (сейчас ок. 3,0 млн. грн.) и, согласно договоренности, Вознесенская мэрия должна была вложить в строительство 50% стоимости, но впоследствии отказалась от своих обязательств. Вопрос повис в воздухе и о нем вспоминают кандидаты в депутаты перед очередными выборами, а проект вот уже третье десятилетие пылится на полках архива заказчиков – службы Одесской ж. д.
Станционные
и подъездные пути
В настоящее время на станции Вознесенск 2 главных пути, 4 приемо-отправочных пути, 7 прочих станционных путей, 37 стрелочных переводов, в т. ч. оборудованы ЭЦ. С начала 60-х, с целью более устойчивого движения колесных пар подвижного состава, ширина колеи уменьшилась с 1524 мм до 1520 мм для прямых и кривых радиусом 350 и больше. Нагрузка на ось достигла 22 – 23 тонн.
Рельсы типа Р65 (65 кг/п.м рельса), шпалы ж/бетонные 1840 шт/км в прямых и 2000 шт/км в кривых радиусом 1200 м и меньше при щебеночном балласте обеспечивают скорость движения поездов по  главным путям: пассажирских – до 100 км/час, грузовых – до 80 км/час. Пропускная способность – до 50 пар поездов в сутки, в т. ч. пассажирских и пригородных – 11 пар.
Вознесенск имеет прямое сообщение со столицей Украины – Киевом, России – Москвой и большинством областных центров Украины.
Грузообразующий поток на станции составляют 6 подъездных путей с развернутой длиной около 11,5 км. В сутки грузится до 10,7 вагонов, в основном строительный песок, металлолом (полувагоны). Выгружается до 0,7 ваг. в сутки.
По технико-экономическим показателям Вознесенск – станция ІІ класса. Ст. Вознесенск и участок Помошная – Колосовка – это коллектив станционников, путейцев (ПЧ-13), вагонников, локомотивщиков (маневровых локомотивов), энергетиков (ЭЧК-13), связистов, ПМС “Вознесенск”, прорабский участок от СМЭУ-3, линейная амбулатория – всего до 700 чел.
Почетные
железнодорожники
Бывший начальник Одесской ж. д., длительное время проработавший в этой должности в независимой Украине, говорил: “Люди, действительно, главное достояние Одесской магистрали, заслуги дороги, – это их заслуги, заслуги людей… Во всех делах всегда рядом с нами находятся ветераны-железнодорожники, наша гордость, пример старательности в выполнении служебных обязанностей, за что им большая благодарность и почет”.
Особо следует отметить ветеранов труда, награжденных в разное время знаком “Почетный железнодорожник”, которые трудились на ст. Вознесенск. Это Быковский Леонид Иосифович (начальник станции), кавалер Ордена Ленина, Плотников Александр Иванович (локомотивное депо, впоследствии нач. Знаменского отделения дороги), Турчанинов Александр Николаевич (дистанция пути), Хлобыстов Константин Александрович (локомотивное депо), Четверин Иван Савельевич и Леоненко Евгений Иванович (мехколонна №1), Ильинцев Владимир Павлович (Бугвод), Зубовский Владимир Дмитриевич (прорабский участок НГУ-3), Горбенко Эдуард Гаврилович (ст. Вознесенск), ныне здравствующие Куйбар Наталия Харлампиевна (ПЧ-13) и Пыртя Василий Иванович (локомотивное депо).
Владимир Левицкий, начальник ст. Вознесенск;
Валерий Збрыщак, ветеран труда ж. д. транспорта, внештатный корреспондент газеты “Черноморский гудок” (специально для “Нового города”).
На снимках: Ж. д. станция Вознесенск в средине прошлого века.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons