Юбиляр железнодорожной династии

У всіх справах завжди поруч з нами “знаходяться ветерани-залізничники, наша гордість, приклад сумлінності у виконанні службових обов’язків, за що їм велика вдячність і шана.” І. Ю. Левицький

Николай Павлович Смирнов – представитель второго поколения кадровой династии ветеранов – железнодорожников, начало которой уходит в первую половину 20-х годов прошлого столетия.

У истоков династии

Его отец, Павел Захарович, по окончании Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, работал на должности начальника паровозного депо Авдеевка, а потом – Красноармейск Донецкой ж.д., а в 45 лет он уже руководил паровозной службой Сталинградской жел. дор.

Молодому Николаю часто приходилось бывать у отца на работе в депо:  он приобщал сына пойти по стопам отца. Но в 1937 году, когда Николаю было 14 лет, Павла Захаровича не стало. Мать с двумя детьми вынуждена была вернуться в Знаменку.

Как старший сын, он во всём помогал больной матери и одновременно учился в школе, а в 1939 г. Николай поступил в Николаевский ж.д. техникум, но ВОВ прервала учёбу и началась трудовая деятельность.

1943 год – служба в армии, школа снайперов, а затем фронт… После демобилизации в 1945 г. Николай Павлович продолжил учёбу в техникуме, который окончил в 1948 г.

После окончания техникума поменял профессию на путейца – одна из самых нелёгких на ж.д. транспорте, т.к. нравилась ему работа по ремонту пути – хотя в то время почти все работы выполнялись вручную, начинал с дорожного мастера.

Дважды пересекались пути

Когда автор этих строк окончил в конце 50-х годов ДИИТ ( Днепропетровский институт инженеров ж.д. транспорта) Николай Павлович поступил туда тоже на строительный факультет, выбрав профессию путейца.

Тогда на учёбе впервые с ним пересеклись наши пути:

Воспоминаниями согрета,

Душа волнения полна:

Впустила нас калитка эта

И в жизнь нас вывела она.

Тогда на одной из ведущих кафедр факультета “Путь и путевое хозяйство” (сокращенно: ППХ) мы с ним в разные годы:

Рельсы, накладки, шпалы…

Всё познавали без греха.

Мы поработали немало

Над дисциплиной ППХ.

Очень трудно было совмещать работу с учёбой, но его целеустремленность позволила успешно окончить ДИИТ в 1964 г. и стать профессиональным путейцем.

Работал главным инженером и начальником ПМС 129 (ст. Цветково), потом ПМС (ст. Вапнярка), а со средины 70-х годов возглавил и одну из ведущих ПМС на дороге – ПМС – 63 (ст. Знаменка).

Начиная со Знаменки, у автора этих строк второй раз пересеклись пути с Николаем Павловичем Смирновым, уже на трудовой ниве Знаменского отделения Одесской ж.д.

В 70 и 80-е годы на участке Знаменка – Помошная – Колосовка, в связи с ростом грузопотока, шло строительство вторых путей, а на участке Зятковцы – Гайворон – Подгородная шла перешивка узкой колеи (750 мм) на нормальную (1520 мм) и земляные работы под укладку рельсошпальной решетки выполняла Мехколонна №1 Одесской ж.д. (сейчас ПМС “Вознесенск”); а ПМС – 63 производила монтаж решетки на многих перегонах, а также работы по капитальному и среднему ремонту действующих путей.

Тогда для успешного выполнения указанных работ под руководством Смирнова Н.П. в ПМС-129, 128 и 63 внедрялась новая техника, передовые технологии при укладке пути в предоставленные технологические “окна”, параллельно решались задачи подбора и обучения кадров, бытовые вопросы: в ПМС-129 оборудованы вагон-баня и прачечная, вагон-магазин и столовая; в ПМС-128 реконструированы звеносборочная база для выгрузки материалов ВСП       (верхнего строения пути) и сборки рельсошпальной решетки, установлены козловые краны для этих целей, а при работе в “окно” использовался комплекс машин тяжелого типа: укладочные краны УК-25/21, ЭЛБ-3, ЩОМ им. Драговцева, ВПО-3000 и др.; впервые на дороге освоена сборка рельсо – шпальной решётки на железобетонных шпалах и 25-метровых рельсах типа Р6S; освоена технология укладки бесстыкового пути; в ПМС – 63 на работах по капитальному ремонту пути на грузонапряженном участке Мироновка-Пятихатки был внедрён поминутный график работ при укладке пути на перегонах, благодаря чему выработка в 5 – часовое “окно” была доведена до 2000 метров пути с обеспечением высокого качества выполняемых работ и безопасности движения поездов.

Передержек времени “окон” не было. Рабочие забыли шутку одного из предшественников Николая Павловича за поддержку “окна”: “Выговор не вещмешок – на плечах не носить”.

Постоянная забота о людях снискала уважение и подчинённых, а железная дорога стала ему вторым родным домом.

В ПМС- 63 была благоустроена территория, построен 50 – квартирный жилой дом, котельная, банно-прачечный узел.

Под его руководством было уложено новых и капитально отремонтированных действующих путей около 3 тыс. км. Руководимый им коллектив ПМС-63 неоднократно был победителем на дороге и ПМС.

За время работы Николай Павлович неоднократно поощрялся руководством дороги и ПМС, имеет правительственные награды:«За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За Победу на Германией в ВОВ 1941-1945г.г.», «За доблестный труд», «Захисник Вітчизни», много других медалей.

Имеет по прошлым временам редкий значок “ударник Сталинского призыва”. От ПМС, за успехи в труде, награждён значком “Отличный путеец” и именными часами от Министра ПС. Был бы награждён и значком “Почётному железнодорожнику”, но по своей скромности отказался и предложил наградить подчиненного.

Прошли годы… Юбилей

В 1984 г. Николай Павлович вышел на пенсию, но продолжал работать в ПМС – 63 в должности мастера до 1990 г., передавая свой богатый практический опыт молодым железнодорожникам.

Общий трудовой его стаж на ж.д. – почти 50 лет.

Кстати, и жена Татьяна Николаевна Смирнова тоже 22 года проработала на ж.д. транспорте: 20 лет отдала работе в должности гл. бухгалтера детских дошкольных заведений Знаменского отделения Одесской ж.д. и последних 2 года – старшим бухгалтером в ПМС – 63.

Сын Александр Николаевич пошёл по стопам родителей и, продолжая династию железнодорожников, проработал более 20 лет проводником в Николаевском резерве проводников. Сейчас тоже на пенсии, проживает в г. Николаеве.

Когда я спрашивал Николая Павловича, кто был его первым наставником, он ещё и ещё раз говорил:

– Моим первым наставником был мой отец.

Общий стаж династии Смирновых на железнодорожном транспорте свыше 100 лет, а Николай Павлович- её долгожитель. 7 октября с.г. ему исполнится 90 лет.

Хочется пожелать Николаю Павловичу от всех, с кем он работал и кто его знает, и от себя лично крепкого здоровья, благополучия во всём и чтобы в этот юбилей нашла его заслуженная награда – значок “Почётному железнодорожнику”.

В. Збрыщак, внештатный корреспондент газеты “Черноморский Гудок”.

На  снимках : с супругой Татьяной Николаевной.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons