«Железная дорога – это судьба, от которой не уйти»

Вот уже целый век наш город  соединен стальными магистралями с самыми удаленными уголками Украины и других стран. Напомним, что основная часть современных ж. д. линий была построена именно в начале ХХ века – так что нам приходится лишь мечтать о таких темпах строительства, и стоит брать пример с наших предшественников. Благодаря их самоотверженности и преданности делу, в 1912 году новенькие колеи соединили Одессу и Вознесенск, по ним пошли первые составы.

С тех пор в Вознесенске зарождаются первые железнодорожные династии. В центре повествования – замечательное семейство потомственных путейцев – Ковалевых, общий железнодорожный стаж которых составляет более ста лет.
На днях нам посчастливилось встретиться с представителем среднего поколения рода. Александр Николаевич Ковалев, сам по профессии машинист, поведал о своем отце и деде, о семье, судьба которой была тесно связана с железной дорогой, и не только. Он рассказал о трудных буднях и о светлых моментах  жизни путейцев. Но не все можно выразить словами. Впрочем, по порядку.
Родоначальник этой династии, Григорий Ковалев, 1900 г. р., в 20-х годах прошлого века пришел в Вознесенск из села Вороновки. Попытать счастья решил в локомотивном депо. Тут ему предложили работу чистильщика паровозов. Паренька манила железная дорога, вот он и остался в депо – как оказалось, на долгие годы. Работал здесь до войны, и в послевоенные годы, вплоть до ухода на пенсию. Григория Ковалева не стало в 2000 году.
Дед Александра Ковалева по материнской линии, Иван Старостенко, 1900 г. р., тоже был железнодорожником. Он трудился помощником машиниста на станции Колосовка. Иван Данилович также работал на железной дороге до войны и после нее, вплоть до ухода на пенсию. Таким образом, Григорий Ковалев и Иван Старостенко стали родоначальниками династии.
По стопам отца пошел и Николай Григорьевич Ковалев. Тогда нередко так случалось – куда отец, туда и сын. Николай начинал кочегаром в локомотивном депо. По окончании Одесской дорожно-технической школы (дортехшколы) он становится уже помощником машиниста. Впоследствии Николай еще два раза повышал свою квалификацию в этом путейском учебном заведении. Он работал машинистом паровоза, затем тепловоза, и, наконец, он – за штурвалом электровоза. Принимал участие и в общественной жизни – исполнительного, инициативного работника принимают в ряды КПСС.
Тяжелый и очень ответственный труд машиниста был в почете. Николай Григорьевич постоянно совершенствовал свое мастерство. Он был награжден медалью “Ветеран труда”, а в его трудовой книжке – благодарности. Семья (у Ковалевых подрастали сын и дочь) была поддержкой и опорой в жизни.
Даже на пенсию добросовестного работника отпускать не хотели. Николай Ковалев еще долго, до  окончательного ухода на заслуженный отдых, трудился дежурным на маневровом паровозе (типа “овечки”), обеспечивая паром моечную машину.
Стаж работы Николая Григорьевича в Вознесенском депо – свыше 50 лет. Когда в начале 60-х депо в Вознесенске на время закрыли, семья Ковалевых вынужденно переезжает в Каховку. Здесь Николай Григорьевич работал инструктором по отоплению паровозов, а также водил пассажирские поезда, однажды по командировке побывал в Сургуте. В 1964-м Ковалевы все-таки вернулись в Вознесенск, на малую родину, где остались друзья и родственники.
К сожалению, наше депо уже давно закрыто, и лишь руины напоминают о его былом величии.
Впрочем, их внук, Александр Николаевич Ковалев, проработавший на железнодорожном транспорте более тридцати лет, стал, похоже, последним железнодорожником в роду. Ведь ни его сын, ни племянники не пошли по его стопам, выбрали другую судьбу. Но, может, оно и к лучшему – слишком многое изменилось.
Александр Ковалев родился в Вознесенске в 1954 году. После армии, в 1979 году, пошел учиться в Одесскую дортехшколу, попал в группу машинистов тепловоза МТ-114. Так и оказался в локомотивном депо станции Вознесенск – помощником машиниста тепловоза. Молодой человек прислушивался к советам старших коллег: отца, а также первого наставника – Василия Макаровича Гузенко. От мастерства и профессионализма машиниста зависит очень многое – это и технико-экономические показатели дороги, и безопасность движения поездов и многое другое.
Александр Николаевич Ковалев работал машинистом маневрового тепловоза по вывозу грузов с карьеров, занимался маневровой и диспетчерской работой – развозил грузы по удаленным станциям. Он утверждает, что “на ковер” его никогда не вызывали, так как причин для этого просто не было. Вызывали разве что к начальнику депо, чтобы вручить почетную грамоту или денежное поощрение. Правда, отмечает Александр Николаевич, в партии он никогда не состоял, иначе возможно, добился бы большего успеха на карьерном поприще, время было такое. Хотя он, похоже, ни о чем не жалеет. Потомственному железнодорожнику есть что вспомнить, и есть что рассказать.
Александр Ковалев проработал на железной дороге 34 года, из них 31 – машинистом, на пенсию вышел в 2009 году. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе, не теряет бодрости духа и оптимизма.
Сам Александр Николаевич немногословен. Да, он любил свою работу, а для машиниста – это прежде всего огромная ответственность и каждодневный титанический труд. “Но это все – просто предопределение, судьба, от которой не уйти. Это жизнь, которую нужно прожить” – говорит бывший железнодорожник.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons