7 футов… ила под килем

История судоходства по Южному Бугу берет свое начало с незапамятных времен. В древности река исправно обеспечивала торговлю и не простаивала ни летом, ни зимой, когда бескрайние степи укрывали глубокие снега. Особенно активно нашу водную артерию на отрезке от Вознесенска до Николаева, для грузопассажирских перевозок, стали использовать со второй половины 19-го века.
Сейчас мы пережили гибель флота, как морского (ИМП), так и речного (АСК «Укрречфлот»). Весь крылатый флот еще в 90-е годы прошлого века продан за границу и после небольшой модернизации успешно там работает. Грузовой несамоходный флот (баржи) порезаны на металлолом. Действующий флот – буксиры и самоходки – можно сосчитать по пальцам. Николаевский речной порт отказался от местных перевозок с 1996 года. А ведь до 1996 г. грузооборот Вознесенской пристани в лучшие годы доходил до 600 тыс. тонн. Один лишь участок Александровка – Вознесенск обеспечивал перевозки щебня в объезд города до 20 тыс. тонн ежемесячно. От этого наш город получал двойную выгоду: и дороги были целы, и выхлопные газы большегрузных самосвалов не отравляли жизнь вознесенцев. Мелкосидящие теплоходы  на подводных крыльях «Полесье» в количестве 4 шт. делали 8-10 рейсов из Вознесенска в Николаев и обратно. Как удобно было прокатиться «с ветерком» по водной глади «на ракете», которая швартовалась в самом центре города, у пищевкусовой фабрики! Многие жители города в летний зной предпочитали именно этот вид транспорта  душным автобусам.
С 1997 по 2000 год на Южном Буге ходили только суда «Укрводшлях», выполняя свою работу в ожидании позитивных перемен. А в 2000 г. появился на реке «Агропродукт» со своим флотом, построил зерновой терминал, начал перевозки. Потом подтянулись другие желающие и начали возить щебень, горную массу и песок в Николаев и на Дунай. Все бы хорошо продолжалось, но последовала рейдерская атака на одних и поменялись взгляды на жизнь у других. В итоге – река опять опустела…
Несмотря на вышеизложенное, государственное предприятие «Укрводшлях» исправно содержит реку на участке Вознесенск – Николаев длиной 104 км, однако река по-прежнему не используется, лишь в прошлом году сделали пару пробных рейсов до Новоодесского элеватора. Есть, правда, намерения ООО «Нибулон» построить пару элеваторов на Буге и начать в ближайшее время перевозки зерна своим флотом. Это было бы действительно здорово и помогло бы, наконец, решить серьезные проблемы в жизни и эксплуатации реки. Первая из них – недостаток глубин на перекатах (т.н. лимитирующие перекаты); ее возможно решить при наличии финансирования дноуглубительных работ, которые являются по сути аварийными. Финансирование возможно и из бюджета, и заинтересованными перевозчиками. А в общем, если появятся государственные компании или предприниматели, желающие водить по реке грузы – перспективы великолепные. Вторая проблема – распашка берегов до уреза воды, что характерно для отдельных участков: это, например, земли Дорошовского и Белоусовского сельских советов вдоль береговой линии. Можно отметить и мусорные свалки в районе старого городского пляжа, которые неустанно пополняются жителями прибрежных улиц.
Третья – нерегулярный, мизерный и не согласованный с органами, регулирующими судоходство, сброс воды из Александровского водохранилища. Тех 14 куб. в секунду, о которых гордо заявляют энергетики, не хватает для удаления наносов, поступающих в реку с полей, оврагов, балок. А паводков, выносящих органику в лиман, где на ее основе растет и множится кормовая база для ихтиофауны – вообще не предвидится. Вот и зарастают берега, а местами и фарватер, элодеей, кубышкой и пр.
Продукция песчаных и гранитных карьеров нынче востребована, как никогда. По Бугу реально движение судов класса «река – море» в морские порты, на Дунай, в Турцию, да куда угодно! Ходили же суда проекта 559 из Вознесенска с загрузкой 1500 т, водили же баржи-»дунайки» с зерном без всякого дноуглубления с осадкой 2,10 м  по 1400 тонн. Сколько гранита вывезли на канал Дунай – Черное море!
Так что надо, наконец, заинтересованным лицам обратить внимание на Южный Буг. А уж люди, которые знают свое дело, и углубят реку, и буи поставят, где нужно, и проведут суда по фарватеру.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons