«ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ НЕРВНИЧАТЬ!»

С пятницы на субботу на прошлой неделе, ровно в полночь – бац! – и пропал свет в микрорайоне Болгарка. Причем не светилось не только внутри домов, но и снаружи, на столбах уличного освещения. Отключили без письменного предупреждения и даже без воя сирен: тот, кто сидя за компьютером, забыл сохранить свой труд, навсегда его потерял.

Остыли батареи электроотопления, затих холодильник… И это при полном штиле и комфортной температуре за окном. Подобное произошло чуть раньше в самом центре города, на ул. Ленина. C 11 на 12 декабря снова обесточили часть Болгарки.
Что происходит, неужели экономят электричество, как в добрые старые времена? По идее, такого быть не может, тогда что случилось? Кто возместит потребителям моральный ущерб за потерянные файлы, холодные батареи? Вознесенский филиал “Николаевоблэнерго” по каждому случаю отключения не утруждает себя информировать население, хотя существуют у нас проводное  и FM-радио, газеты. Утром, после ночного отключения света, еле дозвонились в диспетчерскую и поинтересовались: что же случилось, может, что-то серьезное, не дай Бог с атомной станцией связано? На другом конце успокоили: “Да что вы так нервничаете, уже все нормально!”. Под словом “нормально” что следует понимать? Что сегодня или завтра уже не будет внезапного отключения света на несколько часов?
У большинства из нас на руках имеется договор с энергетиками. И они, энергетики, этим договором всегда прикрываются, как щитом. Чуть что не понравилось – извольте прийти на сверку, уплатить долг. Объясняют, что, согласно договору, “мы обязаны”. Но договором предусмотрена обязанность и другой стороны, о которой “другая сторона” предпочитает стыдливо умалчивать.
Или взять действующие с 1999 г. “Правила пользования электроэнергией для населения”. В соответствии с пунктом 34 этих “Правил”, энергопоставщик имеет право временно прекращать подачу электроэнергии потребителям в случае: проведения плановых ремонтов электроустановок и электросетей; возникновения режимов, непосредственно не связанных с аварией, при которых проводится ограничение отпуска электроэнергии и мощности. В обоих случаях энергетики должны сообщить об этом в СМИ не позднее, чем за 10 дней. А в случае возникновения аварийных режимов, электропоставщик обязан в течение последующих 5 дней уведомить потребителей о причинах временного отключения света. Если о грядущих плановых ремонтах на сетях и подстанциях еще можно встретить объявления в газетах, то о причинах внезапного и, казалось бы, беспричинного отключения света – не припоминаю.
Энергетики, являясь монополистами, поставляют нам не только электроэнергию, но попутно и “права свои качают”. Если почитать внимательно те же “Правила”, то они имеют право отключать потребителей от електросети. Причин отключения много. Вопрос в другом. Горожане массово получают по почте предупреждения о долгах за потребленную электроэнергию. Суммы долга бывают порой просто смешными и составляют 10 – 15 гривен. Однако в этих предупреждениях другое беспокоит: в них сказано, что в случае непогашения долга в 10-дневный срок, потребителя отключат от электросети. И отключают! На самом деле, п. 27 “Правил” гласит о том, что в случае неуплаты на протяжении 10 дней после срока, указанного в платежном документе и неполучения энергопоставщиком сообщения об оплате долга на 20-й день, потребителю присылают предупреждение об отключении электроэнергии. В случае неуплаты за потребленную электроэнергию на 30-й день после получения потребителем предупреждения – энергетики имеют право отключить свет.
Многим до сих пор невдомек, откуда берутся суммы долга, если оплата за электроэнергию производится ежемесячно, по счетчику и в полном объеме. Оказывается, разнобой происходит из-за контролеров, которые ходят под домами и снимают показания со счетчиков. Например, платит человек по счетчику каждого 10-го числа месяца, а 20-го приходит контролер и записывает в ведомости уже другие показатели – счетчик ведь с 10-го по 20-е крутился… И получается как бы долг. И начинается из-за 10 гривен нервотрепка, с походами в представительства “Николаевоблэнерго”, со стоянием в кабинеты, кассы и сверками данных по компьютеру. И оказывается, что во всем виноваты бездушные компьютеры, которые ни во что не берут “человеческий фактор”. Компьютер хочет приручить всех нас платить за свет в один день, и лучше всего 1-го числа месяца. Представляете, какое столпотворение образуется у касс? А если по объективным причинам платишь 15, 20, 25-го – получи долг по почте! Сами работники “Николаевоблэнерго” советуют потребителям: если платите, например, 20-го числа – приплюсуйте к показаниям счетчика киловатты, которые вы “накрутите” до конца месяца и тогда не будет долга. А если с 20 по 30 уедешь в командировку? Придет контролер, получится нестыковка в показаниях на счетчике и в книжке на следующий месяц, начнутся подозрения и проверки?
Недавно наведывался с предупреждением о долге в 10 гривен к энергетикам. Говорю инспектору: “Неужели вы не видите, что ежемесячно, многие годы, человек в полном объеме оплачивает за электроэнергию? К чему эта возня с бумажными предупреждениями, которые занимают уйму рабочего времени и средств у вас самих? Плачу в тот день месяца, когда мне удобно, через месяц все равно ведь заплачу”. “Мужчина, давайте не будем нервничать, понимаете, у нас компьютеры…” – инспектор многозначительно показала на монитор.
Возможно, энергетики таки приучат нас платить за свет тогда, когда им удобно. А удобно ли нам, когда неожиданно, без предупреждения, свет отключают? Кто об этом нас, потребителей, спросит?

Георгий Сокольский.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons