ТАРАН – ОРУЖИЕ ГЕРОЕВ

К 70-летию Победы

 Огненные тараны

Уважаемая редакция, к вам обращается руководитель группы «Поиск» Никопольского завода ферросплавов Леонид Александрович Игнатенко. Суть обращения: при изучении документов Южного фронта, находящихся в Центральном архиве Министерства обороны, удалось выяснить некоторые подробности, произошедшие во время отступления наших войск по территории Николаевской области в первые месяцы Великой Отечественной войны.

7 августа 1941 года во второй половине дня в ходе выполнения штурмовой операции по уничтожению немецкой моторизованной колонны, входящей в село Арбузинка, огнем вражеской зенитной артиллерии были сбиты два истребителя И-16.
Оба летчика направили свои горящие самолеты прямо в колонну противника. Пилоты произвели «огненный таран» – аналогичный подвигу капитана Гастелло, который был совершен десятью днями раньше.
Удалось выяснить, что в истории Великой Отечественной войны это единственный двойной огненный таран.
Благодаря сохранившимся наградным листам стали известны имена летчиков и конкретное место совершения подвига – село Арбузинка. Свои горящие самолеты на немецкую колонну направили кадровые летчики ВВС: командир звена младший лейтенант Африкан Петрович Карпов, 1915 года рождения, и командир эскадрильи старший лейтенант Федор Васильевич Большаков, 1913 года рождения.
Постановлением Военного Совета Южного фронта № 16 от 5 ноября 1941 года младший лейтенант Карпов А. П. награжден орденом Ленина (посмертно), а старший лейтенант Большаков Ф. В. – орденом Красного Знамени (посмертно).
Прошу вас увековечить имена героев-летчиков в Арбузинке.
С уважением руководитель группы «Поиск» Леонид Александрович Игнатенко –
кавалер ордена «За заслуги» 3-й степени.
(Копии письма отправлены председателю Николаевского областного совета Креминю Тарасу Дмитриевичу, председателю Арбузинского районного совета Захарченко Виктору Анатольевичу и главному редактору газеты «Южная правда» Стеценко Николаю Станиславовичу).

 Наш «Боинг»

Истребитель И-16 – еще та машина. Биография фанерного моноплана началась во время гражданской войны в Испании. Фалангисты из армии Франко всем советским самолетам давали названия американских и английских фирм по степени схожести по форме.
Например, «Поликарпов» (И-15) – «Кертис», И-16 – «Боинг», «Туполев» (СБ-2) – «Мартин». Однако внешними очертаниями все сходство «русского «Боинга» с американским аналогом заканчивалось. Это была оригинальная модель советских конструкторов. У машины были убирающиеся шасси и отсутствовали расчалки (боковые крепления крыла).
Самолет имел слабое вооружение, при маневрировании во время воздушного боя отваливались крепления элеронов (самолет терял управляемость), при взлете и посадке на неподготовленные аэродромы камни из-под шасси повреждали горизонтальное оперение машины.
Большой проблемой являлось расположение внутреннего фонаря, который при вертикальных маневрах забрызгивался маслом, плюс ко всему самолет не допускал полет с брошенной ручкой управления. Эксперты насчитали у И-16 более двухсот конструкторских недоработок.
Однако к 1941 году все существенные недостатки удалось исправить и… сталинский «ишачок» был самым массовым истребителем в Красной Армии. Изображение И-16 стало в Советском Союзе нарицательным: силуэты «ястребков» можно было встретить на страницах любых печатных изданий, от букваря до газеты «Правда».
Но к моменту вторжения гитлеровской армии самолет конструктора Поликарпова по всем параметрам уступал основной машине люфтваффе истребителю «Мессершмитт Bf. 109».
Летом и осенью 1941-го в Красной Армии не было соединений штурмовой авиации. Эскадрилью старшего лейтенанта Большакова (8 самолетов) командование отправило выполнять задачу штурмовиков от безысходности.
В Арбузинке нужно было «сбить» наступательный темп 11-й армии вермахта, чтобы обеспечить отход наших 130 артиллерийского, 1041 стрелкового полков и 223 стрелковой дивизии Южного фронта.
Счет велся буквально на часы. Любая непредвиденная задержка противника спасала отходящие части от неминуемого окружения. Немцы это понимали и потому располагали по основным артериям движения своей моторизованной пехоты и танков зенитную артиллерию.
Мобильные расчеты вражеских ПВО: 2 скорострельные пушки и один сдвоенный пулемет. Любое попадание снаряда в горизонтальную плоскость моноплана – смерть машины.
Командиру эскадрильи Большакову и звеньевому Карпову не повезло. Снаряды попали в моторы и моментально превратили «русские «Боинги» в факелы, но… летательные аппараты сохранили управление.
Летчики приняли решение. Их пылающие самолеты уничтожили полтора десятка грузовиков с живой силой противника и остановили продвижение врага на какое-то время. Этих минут было достаточно для выхода наших частей из намечающегося окружения.
Офицеры вместе совершили поступок. Здесь нужно обратиться к архивным документам и… крепко задуматься.

Младший лейтенант Африкан Петрович Карпов в 25 лет был опытным человеком. Вот выписка из его наградного листа:

«…Всю свою жизнь был беззаветно предан делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Советскому Правительству и погиб за Родину 07.08.1941 года в Арбузинке вблизи Вознесенска во время штурмового налета на мотомехчасти противника.
Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя.
За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов и 25,5 часа боевого налета.
С 15.07.1941 года до момента сдачи Вознесенска (06.08.41) активно нес боевую службу по прикрытию Вознесенска от налета фашистских самолетов.
01.08.1941 в районе Вознесенска первым врезался в строй шестерки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил фашистский бомбардировщик.
05.08. 1941 на аэродроме Мартыновский, патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи старшим лейтенантом Чайкой, сбили фашистского разведчика «Хеншель-126», нанеся 10 пулевых ран летчику, экипаж сбитого самолета взят в плен.
В этот же день Карпов принял бой с восемью немецкими истребителями МЕ-109. Искусно маневрируя, он сбил один истребитель противника и благополучно возвратился на базу…».
Нет смысла полностью пересказывать содержание наградного листа. Младший лейтенант Африкан Карпов за свою недолгую жизнь успел отличиться в финской войне, где ему удалось сбить несколько самолетов противника, уничтожить тяжелую гаубичную батарею, три эшелона с живой силой противника и одну переправу.
Командир эскадрильи старший лейтенант Федор Большаков в свои двадцать семь лет также имел славную биографию. Он участвовал в гражданской войне против фалангистов в Испании и прошел финскую кампанию. Во время штурма советскими войсками линии Маннергейма офицер сбил три вражеских самолета.
В небе над Арбузинкой пилотам не повезло. Зенитные снаряды почти одновременно попали в моторы их самолетов. Летчики приняли решение и… совершили поступок.
Статистика воздушных таранов во время боевых действий лукава. Некоторые исследователи полагают, что со времен капитана Нестерова (изобретатель «мертвой петли» совершил первый таран в воздухе) их насчитывается более пяти тысяч. Другие называют цифру 4011 столкновений в воздухе.
Зато известно точное число наземных («огненных») таранов. За всю Великую Отечественную войну их было всего 73. Единственный двойной таран произошел в Арбузинке. Об этом уникальном подвиге долгое время никто не знал.
Хочется снять шляпу перед руководителем Никопольской группы «Поиск» Леонидом Игнатенко. Его стараниями заполнено еще одно белое пятно в истории.
Историческая память общины – тот самый цемент, который придает нам внутреннюю нравственную прочность и помогает пережить трудные времена. Председатель областного совета Тарас Дмитриевич Креминь понимает это лучше других.
Он отреагировал на письмо в тот же день. В телефонном разговоре с председателем Арбузинского райсовета Виктором Анатольевичем Захарченко Тарас Дмитриевич НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДОВАЛ сделать все возможное, чтобы увековечить уникальный подвиг летчиков во время Великой Отечественной войны.
Времени до юбилейной даты осталось совсем немного. Думается, что авторитет председателя Николаевского областного совета поспособствует хорошему делу. Появится и мемориальная доска, и учителя истории расскажут детям о героях, и… кто-то, может быть, напишет книжку об офицерах-героях: Большакове Федоре Васильевиче и Карпове Африкане Петровиче.
Сегодня в храмах Арбузинки священники отправляют поминальную службу о славных воинах. Вспомним и мы о них.
Царство Небесное и светлая память вам, герои.

Сергей ГАВРИЛОВ, «Южная правда», № 131 (23301)

Show Buttons
Hide Buttons