Овчинка стоит выделки

Запасной выход. Если украинским производителям обуви в силу объективных причин не удается добиться лояльности массового потребителя, то единственное, что им остается, – выполнять государственные заказы и покорять внешние рынки сбыта.

И это, между прочим, у них неплохо получается. Например, ОАО «Кожкон» в Константиновке Донецкой области обувает военнослужащих, милицию, таможню, спасателей и пожарную охрану, металлургов, химиков, машиностроителей, охотников и даже сотрудников СБУ. А недавно «Кожкон» по заказу обитателей женского Свято-Касперского монастыря в Макеевке Донецкой области изготовил ботинки и сапоги для 50 монашествующих и 20 сотрудников религиозного учреждения. «Острейшей проблемой для нас, как и для остальных родственных предприятий отрасли, является катастрофический дефицит сырья. В начале 1990-х годов в сельском хозяйстве Донбасса было 430 тыс. голов КРС, сейчас осталось только 38 тыс. А мы – одно из немногих швейных предприятий, которое занимается самостоятельным дублением до 50 видов кожи – от сыромятной и манжетной до шагреневой», – подчеркивает Ирина Линкевич, председатель наблюдательного совета ОАО «Кожкон». Неподалеку от них, в Макеевке и Артемовске, донецкая компания «Донпроммаш» вместе с итальянскими партнерами, приобретя имущественный комплекс местных обувных фабрик, создали в 2005 году предприятие «Аспект». «Мы не просто заменили все старое оборудование на современную итальянскую швейную технику, но и внедрили итальянскую систему организации труда, которая предусматривает рациональное обустройство рабочего пространства и строгую последовательность выполнения операций. Первая партия обуви в 2006 году составила 40 тыс. пар, а по итогам 2010 года мы уже продали 130 тыс. пар, увеличив показатель производительности на 35%. В 2011-м планируем выпустить 370 тыс. пар. Только вдумайтесь: в кризисный период, когда у всех отмечается отрицательная динамика, у нас она положительная. При этом по всем направлениям – и по созданию новых рабочих мест, и по внедрению современных технологий, и по привлечению инвестиций», – уверяет Андрей Морщагин, директор ООО «Донпроммаш» и компании «Аспект».
Изготовленная в Артемовске взрослая мужская и женская обувь идет на рынки Украины, России, Голландии, а в Макеевке «Аспект» работает полностью на Италию по давальческой схеме, выпуская детскую и подростковую обувь. «Итальянцы торгуют этими товарами по всей Европе и Америке. Как-то, будучи в Голландии, я увидел в витрине женские кожаные тапочки сапожки точь-в-точь как наши. Посмотрел маленькую бирку внутри – действительно «Аспект». Цена – EUR90. А мы здесь по EUR25 оптом отдаем», – жалуется г-н Морщагин.
Организация среднего обувного предприятия с 50-100 рабочими в Украине, по мнению Александра Бородыни, потребует не менее EUR200-500 тыс. Это не считая расходов на покупку или аренду здания, оборотные средства и приобретение оборудования, ведь современное обувное производство – это не сапожник с шилом и дратвой, а высокие технологии, компьютерная графика и системы автоматизированного проектирования. Рентабельность кожевенно-обувного производства колеблется в пределах 20-40%, таким образом, стартовые инвестиции можно окупить на протяжении 3-5 лет.

Не обувкой единой
Эксклюзивные изделия из кожи ценятся не только среди состоятельных клиентов Украины, но и на внешних рынках. К примеру, о всесезонной кожаной одежде с элементами ручного вязания в оригинальном авторском исполнении, который предлагает николаевское предприятие «Риккирина», больше знают потребители в России и Бельгии, чем в Украине. «Наша одежда выпускается единичными экземплярами, в крайнем случае, малыми сериями на основе опоека – самого лучшего вида кожи для швейных изделий, а модели рассчитаны на стандартные и нестандартные фигуры», – отмечает Ирина Михальчук, менеджер «Риккирина».
А столичная компания «Фолиант» прекрасно зарекомендовала себя в направлении авторского переплета современных и антикварных художественных книг и изготовления элитных кожаных аксессуаров в старинном стиле. Учредившие ее в 1995 году супруги Александр и Елена Кальчевы вспоминают: «На первых порах у нас не было ни значительного стартового капитала для развития дела, ни элементарных знаний в кожевенной отрасли. Информацию приходилось собирать буквально по крохам: покупая редкую литературу, посещая историческую библиотеку Киево-Печерской лавры, рассматривая подобные изделия в музеях». Сейчас продукция «Фолианта» востребована среди представителей шоу-бизнеса, политического бомонда, корпоративных заказчиков из юго-восточного региона Украины, в столичных ресторанах (для которых оформляются папки-меню) и даже у состоятельных туристов в ЮАР (которые отдают преимущество сувенирным кожаным фотоальбомам).
Словом, недостатка клиентов супруги не испытывают и это связано с тем, что аналогичные товары в Украине вообще никто не производит. А зарубежным конкурентам «Фолиант» противопоставляет более низкую цену при высоком качестве дизайна, жертвуя при этом рентабельностью бизнеса, которая не превышает 30-40%. «К тому же мы чуть ли не единственные в этой отрасли работаем не с готовой кожей, а с ее полуфабрикатом, т.е. материалом, прошедшим первоначальную грубую обработку (из кожи теленка, а изредка овцы и козы вымываются жир и грязь). Финишную обработку – тиснение, покрытие лаками и восками – обеспечиваем собственными силами. В нашем штате много различных специалистов: есть и скульптор, и швея, и кожевенники, и работники с металлом, и художники. Над простыми вещами трудится обычно не более 7 человек, над более сложными – до 20-ти. В любом случае длительность выполнения заказа, как правило, не превышает двух недель», – утверждает Александр.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons