Овчинка стоит выделки

На территории Украины работает около трех десятков кожевенных предприятий. Общие годовые объемы их производства на протяжении последних 6 лет колеблются в пределах 3-4 тыс. кв. м. кожи. Функционирует также множество представителей малого и среднего бизнеса,

выпускающих на основе уже обработанной кожи различную продукцию конечного потребления. Правда, 50-70% своих товаров они отправляют на экспорт, а насыщение внутреннего рынка происходит исключительно за счет импорта дешевых и некачественных изделий. Еще большая угроза для кожевенной промышленности Украины состоит в постепенной потере сырьевых ресурсов, обусловленной сокращением поголовья крупного рогатого скота. Если в 1990 году у нас было 25 млн. голов КРС, то ныне, по данным Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров («Укркожобувьпром»), количество животных сократилось до 4,6-4,8 млн. голов.

В неравном бою с интервентами
Безусловно, основным направлением отечественной кожевенной промышленности остается производство обуви. В советскую эпоху в Украине выпускалось около 180-200 млн. пар – почти четвертая часть обувной продукции всего СССР. Сейчас же в стране производится в 7,5-8 раз меньше товара: так, в 2010 году, по данным «Укркожобувьпрома», было изготовлено лишь 24 млн пар обуви. Тем не менее, это на 16% (или на 4 млн. пар) больше, чем в 2009-м. «Пока в структуре внутреннего рынка отечественная обувь занимает только 18-30%. В начале 1990-х эта цифра равнялась почти 80%, но ближе к ХХІ веку объемы импорта обуви в Украину сильно выросли и превысили 100 млн. пар в год. Так, если в 2009 году было импортировано около 70 млн. пар обуви, то в 2010-м – 121 млн. пар (рост на 70%). Сейчас в Украину экспортируют обувь более 50 стран мира. С долей в 75% в общем объеме лидирует Китай, на польскую и турецкую продукцию приходится около 5%, на западноевропейскую – примерно 1,5%, а доля России и Беларуси ничтожно мала – всего 0,5%», – отмечает Александр Бородыня, президент «Укркожобувьпром».
Рентабельность кожевенно-обувного производства колеблется в пределах 20-40%, таким образом, стартовые инвестиции можно окупить в течение 3-5 лет.
Искусственное занижение таможенной стоимости при импорте обуви с целью ухода от уплаты налогов позволяет иностранным производителям получать конкурентное преимущество на рынке Украины. «В 2010 году средняя таможенная стоимость пары импортной обуви составила $3,5, и если считать, что сюда входит цена изготовителя, стоимость доставки, страховка и все остальные расходы, то средняя цена такого товара в рознице должна быть не больше $7-8. Существует простая арифметика, согласно которой импортная обувь в точках продажи должна быть в 2-2,5 раза дороже, чем ее таможенная стоимость с НДС. На самом же деле мы видим совсем другие цифры и это мешает развиваться украинским обувщикам. Ведь с пары произведенной обуви они получают 15-20% прибыли, в то время как торговля китайской продукцией гарантирует 100% рентабельность», – заверяет Александр Бородыня. Выживать в условиях такой недобросовестной конкурентной борьбы национальным производителям обуви помогает текущий финансово-экономический кризис, который, разумеется, обусловил значительное подорожание импортных товаров.
Сейчас производством обуви занимается 1,5-3 тыс. хозяйственных субъектов: из них только 50 компаний способно выпускать от 300 до 1000 пар качественного товара в день. Остальные – кустари, находящиеся в тени и работающие на вещевой рынок по месту жительства. Им, несмотря на наплыв китайской обуви, удается достигать рентабельности в 50-100%. Многие мелкие фирмы также успешно осваивают такие незанятые ниши, как производство ортопедической обуви или пошив под индивидуальный заказ. Минимум 20% всей украинской обуви изготавливается в Броварах Киевской области, другие предприятия расположены преимущественно в Харькове, Днепропетровске, Львове, Запорожье, Одессе и Донецке. Работают они по двум направлениям: производство «своей» обуви (фирма самостоятельно закупает сырье, материалы, производит и реализует продукцию через посредников) или же по давальческой схеме (сырье и материалы предоставляет заказчик). Украинская обувь пользуется популярностью среди покупателей, предъявляющих функциональные требования: весенне-осенняя, зимняя мужская и женская обувь из натуральной кожи в среднеценовом классе и в классе «средний плюс». По летнему и пляжному ассортименту украинскому производителю конкурировать с Китаем весьма сложно, в первую очередь, из-за ценового фактора, а также вследствие неспособности оперативно реагировать на постоянно меняющиеся тенденции в моде.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons