С глаз долой!

16 сентября вступил в силу Закон Украины “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо заборони реклами, спонсорства та стимулювання продажу тютюнових виробів”. Этот закон, который в первом чтении был принят Радой еще в декабре 2010 года, произвел нынче настоящий переполох в предпринимательской среде.

И неудивительно, ведь первоначально предполагалось, что сигареты нельзя будет выставлять даже на прилавки, витрины, а покупатели смогут ознакомиться с ассортиментом и ценой  табачных изделий в том или ином магазине, изучив некий “секретный” список на листочке размером 40х30 сантиметров; выбрав понравившуюся пачку сигарет из списка, продавец даст вам ее из-под прилавка.
Правда, испуг у продавцов сигарет прошел так же быстро, как и у заядлых курильщиков после принятия Закона Украины о запрете курения в общественных местах. Судя по нашему городу, многие курильщики даже и не знают, что существует закон о запрете курения на остановках общественного транспорта, на рынках, автостанциях и т. п. Правоохранительные органы очень лояльно относятся к нарушителям подобного рода. Да оно и понятно: если всех штрафовать за курение в неположенных местах – протоколов не хватит…
Другое дело – запрет на рекламу табака. Тут штрафы предусмотрены просто “драконовские” – от 30 до 50 тысяч гривен. Попадись за такое нарушение – мелкому предпринимателю сразу придется сворачивать бизнес. Наверное, поэтому, наши контролирующие органы немножко “вошли в положение предпринимателей” и не стали с первого дня действия нового закона “шерстить” торговые точки в поисках нарушений. В Вознесенске по-прежнему сигаретные пачки красиво выставлены на витринах киосков и прилавках магазинов, никто их судорожно не прячет под прилавок и в подсобку.
Пачка сигарет в витрине киоска на людной улице города – это реклама или нет? Специалисты в области прав защиты потребителей говорят однозначно – реклама, значит нарушается закон. Не будь на виду этих ярких и разноцветных коробочек с отравой, смотришь, и прошел бы какой-нибудь молодой человек мимо торгового заведения, не искусился бы известным брендом. Впрочем, блиц-опрос продавцов табака в нашем городе  на минувшей неделе показал, что они не особо боятся штрафов, “потому что еще ничего непонятно”. Некоторые предприниматели даже высказывали мнение, что будет принят некий подзаконный акт, который “разжуёт” все статьи закона о запрете рекламы табака и лишь после этого “закон заработает”.
Пока предприниматели терялись в догадках, будут ли на них “наезжать” контролеры или нет за выставленные в витринах сигареты – соответствующие государственные структуры сохраняли олимпийское спокойствие. Лишь 7 сентября некую ясность внес глава Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Сергей Орехов в интервью “Урядовому курьеру”. Он разъяснил основные положения нового Закона Украины и подчеркнул, что будет полностью запрещена массовая реклама сигарет в местах их продажи – на кассах супермаркетов, в киосках, которые торгуют сигаретами, реклама сигарет в Интернете (кроме сайтов для совершеннолетних). “То есть вся массовая реклама, которая еще недавно могла попасть на глаза подросткам, должна исчезнуть” – подчеркнул чиновник. Нарушителям закона грозит штраф, базовая ставка которого составляет от 30 до 50 тыс.грн.
В то же время, глава Госпотребинспекции пообещал, что предпринимателей не будут штрафовать за само наличие сигарет на витринах ларьков, на прилавке или полке супермаркета: “В законе нет норм, которые бы запрещали размещение пачек сигарет на витрине торговых точек. К тому же в Украине потребитель, в том числе табачных изделий, наделен некоторыми защищенными Конституцией правами, цель которых – обеспечить его информацией о продукте, который он покупает.
Цель этой информации, в т.ч. и демонстрации товара на витрине – сообщить покупателю об имеющемся ассортименте продукции, о ее потребительских характеристиках, о стоимости товара на ценнике, о производителе”, – говорит глава Госпотребинспекции.
Но при этом и внешний вид, и упаковка табачных изделий должны полностью отвечать требованиям законодательства. Т.е. ставить на витрину сигареты можно, рекламировать – нет” – подытожил чиновник.
Также стало известно, что для того, дабы четко определить, кто и какую ответственность будет нести по новому закону, Госпотребинспекция разработала совместно с Минэкономразвития проект изменений в Порядок наложения штрафов за нарушения законодательства о рекламе.  Документ в ближайшее время будет передан на рассмотрение Кабмина.
Как видно из отрывка интервью высокопоставленного чиновника, пока что трудно провести четкую грань между “можно” и “нельзя” рекламировать. Заметили, ставить на витрину сигареты можно – рекламировать нельзя. Это ж как понимать? Если продавец не говорит покупателю “Я вам советую купить махорку”, а молчит и лишь показывает пальцем на пачку табака – значит это не реклама? Опять мы сами с себя же и смеемся.
…То ли было полтысячилетия назад! Меры были куда радикальнее. Как известно, первыми в Европу табак из Америки привезли члены команды корабля великого мореплавателя Христофора Колумба. Еще в 1492 году индианцы подарили Колумбу связку сухих листьев табака. Колумб не понял их предназначение и выкинул связку за борт. Оказалось, что не весь табак поглотила океанская пучина, кое-что для своих нужд припасли разбитные морячки. Один из них, испанец Родериго де Перез, в 1501 году стал первой жертвой антитабачной рекламы – инквизиция его отправила в тюрьму за курение.  Испанцы, увидев, как он выдыхает дым из рота, подумали, что ним овладел дьявол…
К сожалению, в миллионы наших сограждан уже давно вселился “дьявол” в виде табачного дыма. Пользы от выкуренной сигареты – ровно столько, сколько дыма на выходе. Новый закон о запрете рекламы табака хорош, вот только бы реализовать его в полную силу, сказав однозначно, раз и навсегда продавцам табака: “Уберите свой товар подальше с глаз долой!”.
Георгий Сокольский.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons