Тяжелые будни

О легкой промышленности, настолько прочно занявшей позицию аутсайдера в экономике Украины, что она стала притчей во языцех, в последнее время заговорили с надеждой.

Не без удивления обнаружив, что, несмотря на все беды, пациент скорее жив, чем мертв. И, значит, ему еще можно помочь. Оживление на этом направлении отражается на всех уровнях, включая законодательный. Так, новопринятый Налоговый кодекс предусматривает некоторые льготы предприятиям легпрома. В ВР зарегистрированы законопроекты, направленные на сбалансирование импортно-экспортных потоков, регулирование поступлений секонд-хенда. Реагируя на проснувшийся интерес к хронически депрессивной отрасли, активизировались и сами «легковики».

Чем глубже падение…
Результаты спада легкой промышленности за два последних десятилетия поражают. За это время производство хлопковых, льняных, шерстяных тканей на душу населения с 24 кв. м. снизилось до 1,9, одежды – с пяти единиц до 0,5, обуви – с четырех пар до 0,5. Потеряно 650 тысяч рабочих мест. Из-за упадка отечественного производства объемы импорта резко возросли до 70-80 %. Создавшееся положение, утверждает председатель совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Леонид Козаченко, это следствие несбалансированности отраслей, одностороннего подхода к их развитию. Приоритеты долгое время предоставлялись так называемым базовым отраслям – горно-металлургическому комплексу, угольной и химической промышленности. А легпром, выпускающий продукцию для массового потребления, который, благодаря своей специфике, способен обеспечивать большое количество рабочих мест, длительное время оставался наедине с неподъемными проблемами. В условиях засилья импорта, включая секонд хенд , низкой покупательной способности населения, возрастания стоимости энергоресурсов предприятиям легкой промышленности сложно свести материально-финансовые балансы, выполнять условия контрактов. Такое несоответствие порождает тревожную статистику, когда даже при росте производства проблемы занятости не только не исчезают, но и обостряются. Однако именно эта отрасль в нынешних условиях может сыграть важнейшую роль в решении обостряющихся  проблем.
Председатель ассоциации «Укрлегпрома» Валентина Изовит в интервью сообщила, что за прошлый год рост производства легпрома составил 8%. Обнадеживающая тенденция подтверждается и результатами первых месяцев нынешнего года, когда увеличение производства составило 14%. Но эти сдвиги, с учетом глубины падения отрасли и масштабных задач, которые необходимо решать, Валентина Аркадиевна рассматривает лишь как исходную позицию будущего роста. По ее словам, важно то, что в отечественной легкой промышленности остались предприятия, которые, несмотря на сложнейшие условия, сумели не только выжить, сохранить производство, но и модернизировать его, сделав конкурентоспособным.
Предприятия, представляющие собой «точки роста», отличаются друг от друга по видам деятельности, направлениям развития, но их объединяет умение даже в сложной ситуации находить пути повышения эффективности.

В поисках ответственного
партнерства
ЗАО «Возко» и его неизменный руководитель Сергей Кернер – представители «легковиков», выдержавших все удары, нанесенные по отрасли, сумевших сохранить и развить производство, костяк опытных кадров. Предприятие за 2010 г. произвело и реализовало 109 млн. кв. дм. хромовой кожи, что превысило результат предыдущего года. Темпы выпуска продукции в нынешнем году подтверждают, что объемы возрастут еще не менее чем на 10%. Значение достижений отдельно взятого «Возко» для отрасли станет еще весомее, если учесть, что удельный вес его продукции составляет 60% от общеукраинского производства. При этом 45% идет на экспорт. Для достижения таких результатов надо было многое сделать: не только модернизировать производство, реструктуризировать предприятие, создав целую цепочку специализированных самостоятельных подразделений разного профиля, но и создать собственную складскую логистику, сеть супермаркетов по продаже изготовленных из собственного сырья кожтоваров.
Компания «Арника» из Черновцов – в прошлом типичное швейное предприятие советского образца – сумела сохранить производство и кадры за счет применения так называемой давальческой схемы, которая выручила и продолжает выручать значительную часть украинских швейников. Как рассказала ZN.UA председатель правления компании Татьяна Козлова, возглавляемое ею предприятие работает по прямым договорам с международной компанией «Триумф». Такое сотрудничество, по словам Татьяны Никитичны, позволило оснастить производство новейшим оборудованием, внедрить современные технологии, найти место в международном разделении труда, став одним из лучших в Европе производителей в сфере пошива женского белья. «Арника» не только не сворачивает производство, но и наращивает его. Здесь взяли на себя заботу об улучшении качества подготовки швейников: местное ПТУ №8 оснащено современным швейным оборудованием.
Казалось бы, коллективы предприятий, умудряющихся самостоятельно решать вопросы, нерешаемые в масштабах государства, должны бы получать всяческое содействие и поддержку в работе. Но этого не происходит. Тому же «Возко», взвалившему на себя производство большей части изготовляемого в стране кожсырья, создающему дополнительные рабочие места в логистике, торговле, уже 1,5 года не возмещают НДС. Задолженность достигла 12 млн. грн. В ответ на просьбы вернуть причитающиеся предприятию средства, необходимые для пополнения оборотных средств, кожевенники добились разве что… дополнительных проверок налоговых органов. В подобной ситуации пребывает и «Арника», которой государство задолжало более 300 тыс. грн. НДС. Вернуть средства швейникам не удается ни посредством выигрыша дела в суде первой инстанции, ни после прямого обращения к налоговикам во время съезда «легковиков», где представитель государственной налоговой службы заверил присутствующих, что «Арника» включена в реестр предприятий для выплаты средств по НДС. Татьяна Козлова сообщила ZN.UA, что после диалога на съезде «легковиков» удалось решить ряд вопросов. По ее словам, уже можно говорить о налаживании взаимоотношений с Государственной таможенной службой Украины. Предприятию удалось решить вопрос завоза по справедливой таможенной стоимости трех современных швейных машин. Теперь учащиеся базового ПТУ получили возможность обучаться с помощью новой техники. Что же касается возмещения НДС, то, по словам Татьяны Козловой, вопрос, несмотря на публичное обещание представителя ГНАУ, не решается.
Предприятий, лишенных оборотных средств из-за невозврата НДС, в легпроме немало. Что тем более странно, ведь в отличие от отраслей, где счет возвращаемых средств идет на миллиарды, для удовлетворения запросов «легковиков» достаточно нескольких десятков миллионов гривен…

Приоритеты – производству, а не торговле
Многие беды отечественного легпрома идут от того, что приоритеты отданы не производству, а торговле, и в основном иностранными товарами. До преодоления этой тенденции еще далеко. Предпринимаемые последнее время усилия создать условия для развития отрасли разрознены и не системны. Налоговый кодекс в нынешнем виде способен разве что сгладить остроту проблем. Работники отрасли довольно сдержанно оценивают, казалось бы, значительную льготу, согласно которой предприятия легпрома на 10 лет освобождаются от налога на прибыль. Для такого скептицизма есть основания. Дело в том, что большинство прозрачно работающих предприятий не имеют возможность эту прибыль заработать. Поскольку в страну поступают контрабандные товары, дешевый секонд-хенд.
При таком раскладе махинаторы, реализуя товары неизвестного происхождения, загоняют легальных производителей в тупик. Потому «легковики», взяв на вооружение принятую на недавнем съезде резолюцию, настаивают на том, чтобы установить для всех производителей равные условия на внутреннем рынке. Список предлагаемых изменений в Налоговый кодекс начинается с предложения обеспечить контроль на этапе реализации товаров, четко определяя их происхождение. Дело непростое, и сдвинуть его с мертвой точки можно только совместными усилиями производителей и контролирующих органов. С этой целью на съезде легковиков было подписано соглашение между ассоциацией «Укрлегпрома» и департаментом Государственной таможенной службы, направленное на совместную деятельность с целью «оперативного преодоления теневых механизмов во время ввоза на таможенную территорию страны товаров легкой промышленности». Судя по сообщениям с мест, соглашение уже работает: таможенники стали лучше различать, что ввозится в страну – товары или сырье и оборудование.
На фоне мощных импортных потоков в Украину почти незаметен встречный экспортный ручеек. С ряда украинских швейных фабрик в страны ЕС поступает современная одежда высоких стандартов, но этот результат особо не влияет на повышение престижа украинских швейников. И ясно почему. Произведенная по давальческим схемам одежда продается за рубежом под брендом известных европейских компаний. Но и в этом процессе просматриваются позитивные моменты. Пойдя на сотрудничество с зарубежными партнерами, украинские швейники, несмотря на длительный период стагнации экономики, не разучились хорошо шить. Такое сотрудничество дало возможность переоснастить предприятия, внедрить передовые технологии. Т. е. сохранились шансы со временем выйти на внутренний и мировые рынки с собственными торговыми марками. Уже сейчас многие продвигают часть производимой продукции на внутренний рынок, обеспечивая земляков качественными швейными изделиями. Удельный вес такой продукции возрастает, создавая предпосылки для постепенного перехода к самостоятельному хозяйствованию. Но предвзятое отношение к предприятиям, вынужденным работать на сырье и материалах международных фирм, дает о себе знать. Творцы Налогового кодекса, предусмотрев десятилетнее освобождение «легковиков» от налога на прибыль, ввели оговорку – кроме работающих по давальческим схемам.
Швейники полагают, что такое исключение не учитывает сегодняшних реалий. Ведь сразу отказаться от давальческих схем – невыполнимо, а постепенно – возможно. Но для этого нужны соответствующие условия. Руководитель швейного предприятия «Санта-Украина» из Первомайска Николаевской области Евгений Дырдин сказал ZN.UA, что полное лишение «давальцев» льгот по налогу на прибыль несправедливо и недальновидно. Совместная работа первомайских швейников с зарубежными партнерами на протяжении более полутора десятка лет позволила «подтянуть» предприятие до современного уровня, сочетать давальческий импорт с поставками части производимой одежды в местную торговлю. Ныне на внутреннем рынке предприятие «Санта-Украина» ежегодно реализует 10-15% производимого. Е. Дырдин полагает, что переходный процесс проходил бы успешнее при соответствующем стимулировании. И как раз в качестве первого шага предлагает распространить льготы по освобождению от налога на прибыль на ту часть продукции, которую реализуют на внутреннем рынке.

Добавить комментарий

Show Buttons
Hide Buttons